Пока мы собирали информацию о ситуации на рынке труда, налаживали связи между работниками разных предприятий и писали о скрытых сокращениях в крупных компаниях, собственники не сидели на месте.

Внезапно оказалось, что мы — ЦИПсО.

В начале февраля 2024 года на «Хабре» была опубликована шокирующая информация о происхождении «Профсоюза работников IT». Оказывается, профсоюз распространяет фейки, основан украинскими спецслужбами и предназначен для разгона паники на отечественном рынке IT, чтобы подорвать родную экономику!

Пост был удалён администраторами «Хабра» в считанные минуты. По реакции аудитории разоблачители догадались, что их веские доводы не принесли желаемого результата: аудитория поняла, что сову натягивают на глобус. Поэтому авторы решили, что сами добьются правды, после чего стали настойчиво требовать деанонимизации руководителей профсоюза. Дескать, если вы такие правильные, то вам незачем скрываться, регистрируйтесь и действуйте в юридической плоскости, как все серьёзные и уважаемые люди, установить род деятельности которых не составляет труда.

Спасибо, что не запросили пропорции черепа

Спасибо, что не запросили пропорции черепа

Другой правдоруб тоже не посчитал нужным скрывать свою личность. Не будем и мы. Более того, ссылка на статью в «Википедии» висит прямо в описании профиля недовольного комментатора, благодаря которой мы знакомимся с Синодовым Юрием Сергеевичем, директором по развитию не очень крупного новостного агрегатора СМИ. Заодно узнаём, что канал в Telegram, опубликовавший заявление, принадлежит ему.

Агрегатором же владеет мультимиллионер Игорь Станиславович Ашманов, российский предприниматель, сколотивший состояние на производстве и реализации инструментов для фильтрации трафика (поисковая оптимизация, контекстная реклама, антиспам, мониторинг). Айтишники наверняка в курсе: это муж Натальи Касперской, которая разделила с бывшим мужем Kaspersky Lab и создала две компании — InfoWatch и «Крибрум».

Компания «Крибрум» создана в 2010 году Натальей Касперской и Игорем Ашмановым совместно. Предлагает мониторинг и анализ социальных медиа, предназначенных для управления репутацией в Интернете и обеспечения информационной безопасности. Ныне входит в группу компаний InfoWatch.

К 2020-м годам InfoWatch превратилась в группу компаний из нескольких дочерних предприятий, сгруппированных по двум направлениям — защита корпораций от внутренних угроз и защита от целевых атак извне. Она занимает около 50% российского рынка систем защиты конфиденциальных данных (DLP-систем). Среди многолетних клиентов — российские госструктуры, а также «Сбербанк», «Билайн», «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «Сухой», Магнитогорский металлургический комбинат (ММК).

Вероятно, гражданин Синодов обладает завидным чувством ранга, поскольку истово защищает интересы работодателя в интернете. Например, обладает своеобразным пониманием роли профсоюзов как «инструмента для сотрудничества с бизнесом», а не как органа коллективной борьбы.

Казалось бы, на этом можно закончить. Возмущённый топ-менеджер выступает на стороне бизнеса, противоположной нам, а его друзья и партнёры пытаются нас заткнуть из-за наших публикаций, основанных на проверенной информации о массовых сокращениях. Если последовала ответная реакция, значит, мы всё делаем правильно, распространяя правду и защищая работников, и воспринимаем это как положительную обратную связь.

Никаких сокращений, конечно же, нет. Это всё боты ЦИПсО, а бизнес всего лишь оптимизирует расходы.

Никаких сокращений, конечно же, нет. Это всё боты ЦИПсО, а бизнес всего лишь оптимизирует расходы.

Никаких сокращений нет. Просто с 1 ноября 100+ работников МТС начали искать работу на «Хабр Карьере».

Никаких сокращений нет. Просто с 1 ноября 100+ работников МТС начали искать работу на «Хабр Карьере».

Это не сокращения. Просто 27 айтишников ГК «Самолёт» в течение месяца решили сменить работу.

Это не сокращения. Просто 27 айтишников ГК «Самолёт» в течение месяца решили сменить работу.

Просто 77 работников ИТ-подразделения «Альфа-Банка» за 1.5 месяца сменили статус резюме на «Ищу работу».

Просто 77 работников ИТ-подразделения «Альфа-Банка» за 1.5 месяца сменили статус резюме на «Ищу работу».

В этот же день наш аккаунт на «Хабре» был деактивирован, фактически — удалён вместе со всеми статьями. Администрация ссылалась на «систематическое инициирование политических дискуссий, реклама в обход правил сайта», хотя наши читатели (пользователи «Хабра», не имеющие IT-компаний в собственности) наверняка имеют другое мнение. Расспросите их, и они поведают свою точку зрения.

Блокировка без предупреждений

Блокировка без предупреждений

По всей видимости, некоторые люди в администрации «Хабра» ценят деньги выше чести, поэтому нарушить собственные «демократические» правила для них предпочтительнее, чем не выполнить просьбу влиятельного дядьки в дорогом пиджаке.

Интересно, что о блокировке аккаунта господин Синодов узнал спустя 40 минут после случившегося. Либо он настолько преданный фанат профсоюза, что непрерывно мониторит наши ресурсы, либо ему оперативно доложили о выполнении распоряжения. Канал-первоисточник тоже отпраздновал победу и метко подметил, что «за деньги — да», выдав базу.

Модератор, в лице повышающего уровень счастья пользователей «Хабра» @Boomburum, проявил завидное рвение и наконец забанил аккаунт профсоюза. Пользуемся случаем и всем коллективом поздравляем драгоценного друга с прошедшим днём рождения, а также желаем начать бороться за свои права, не допуская, чтобы работодатель позволял себе нарушать положения ТК РФ. Можешь обратиться к нам, коллега, мы подскажем, с чего начать.

Параллельно с этим на ресурсах с сомнительной репутацией стали появляться обвинения в работе на украинскую разведку. Впрочем, если почитать подробнее, станет ясно, что это не первый случай их пустых обвинений в сторону отечественных профсоюзов (1, 2, 3). А знаете, кто ещё не любил профсоюзы?

Гнусную клевету такого масштаба мы не можем оставить без внимания, поэтому каемся во всех своих грехах и благодарим за повод лишний раз прояснить нашу позицию и цели для ваших читателей.

Непонятно, как настоящие околоайтишные каналы, репостнувшие Readovka, будут после этого смотреть в глаза своим подписчикам.

След из Харькова

В расследовании упоминается, что «Профсоюз работников IT — проект ЦИПсО», чему приводятся «неоспоримые доказательства». В статье о создании игр есть ссылка, ведущая на личный профиль автора, оставленный для консультаций. А автор-то — из Харькова! Какие ещё доказательства вам нужны?!

Зеленский продал работников корпорациям?

Украинские галеры заставляют работать во время обстрелов?

Украинские законы превращают работников в рабов?

Наш профсоюз существует ещё с 2013 года. Тогда была другая команда, уровень организации был довольно низким, и активисты со временем перестали заниматься профсоюзом. Старые активисты уходили, новые приходили. Нынешняя команда образовалась примерно в 2018 году на волне протестов против пенсионной реформы. Некоторые сознательные айтишники из многих городов собрались вместе и попытались противостоять такому открытому наступлению на свои права. У бизнесменов короткая память, ведь все их мысли заняты подсчётом денег. Но мы напомним, что тогда в стране и в окрестностях было достаточно тихо, и первоначальной задумкой было создать интернациональный профсоюз работников IT, объединяющий айтишников из разных стран. Преимущественно из стран бывшего СНГ, ведь языкового барьера нет, а проблемы схожи.

Поэтому наш сайт поддерживает украинский и английский языки. В числе активистов тогда были и украинские товарищи, обыкновенные сотрудники рядовых украинских IT-компаний, разделяющие наши взгляды. Они же занимались переводом статей по мере сил. Уровень владения английским у айтишников традиционно достаточно высок, чтобы справляться с переводами самим. Предполагалось, что публикация материалов на разных языках подчеркнёт нашу интернациональную позицию, которая естественна для рабочих коллективов в нашей профессии. Позиция не изменилась до сих пор.

Мы занимаемся профсоюзной деятельностью в свободное от работы время, при этом не используя платных ресурсов, поэтому росли не спеша. Когда активистов набралось достаточно, мы создали редакцию, чтобы голос рядовых айтишников был услышан. Этого получилось добиться к началу 2020 года — тогда публикации на сайте и в Telegram стали выходить регулярно.

После начала СВО в 2022 году к нам пришло много российских айтишников. Люди испугались происходящего и сами решили, что коллективная защита собственных интересов — единственный эффективный путь. Как мы уже говорили, в наших рядах состоят обычные айтишники, и у многих из них высокая профессиональная квалификация. Появились дизайнеры, программисты, юристы из IT-компаний, сотрудники техподдержки, тимлиды и девопсы. Свободных человеко-часов стало больше, качество статей выросло, инструменты совершенствовались, мы учились сами и учили других.

Боевые действия внесли серьёзные коррективы в международное взаимодействие, а у наших украинских товарищей появились проблемы поважнее, чем задержка зарплат. Многие из них попадали под мобилизацию или рисковали свободой, избегая её. Заниматься профсоюзной деятельностью они больше не могли, из-за чего покинули наши ряды вскоре после начала СВО. Мы перестали заниматься переводами, временно приостановили поиск связей с зарубежными профсоюзами и сосредоточились на работе внутри российской IT-отрасли. Вся наша связь с Украиной на этом заканчивается. Мы не отказываемся от сотрудничества с независимыми профсоюзами других стран, но, к сожалению, сейчас у нас недостаточно связей и возможностей.

Отметим, что организации под названием «Профсоюз IT Украина» не существует в природе, а вот компания [«Ашманов] и партнёры Украина» ещё недавно существовала, и, по информации самого roem.ru, всего лишь переименовалась после событий в 2014 году, исправно соблюдая права собственности и распределяя прибыль соответственно вложениям. Мы призываем обходить этих людей десятой дорогой, чтобы не попасть под иностранное влияние. Не говоря о том, что компании господина Ашманова осуществляют слежку и мониторинг в интернете и косвенно повышают безопасность нашего пребывания в нём.

Мы не разгоняем фейки.

Фейк, в понимании наших нерадивых почитателей, — это такая информация, которую не публикуют официальные крупные СМИ, существующие либо на государственные деньги, либо на деньги крупных предпринимателей. Ни высокие чиновники, ни богатые бизнесмены в наших рядах не состоят, поэтому рассчитывать на их активное участие не приходится.

Цель профсоюза — в установлении связей между наёмными работниками разных компаний, поэтому мы транслируем передаваемую ими информацию, о чём открыто пишем в своих статьях. Более того, у нас достаточно экспертизы, чтобы создавать собственные инструменты для анализа рынка и СМИ, для OSINT, поэтому мы публикуем только проверенную информацию. Мы пишем свои статьи в интересах работников силами самих работников и доверяем своим читателям и сторонникам. Мы считаем, что нет поводов им не доверять, в отличие от заявлений бизнеса.

Выходит, что фейки разгоняют (если удалили) пропагандистские помойки наподобие «Ридовки», ведь канал профсоюза создан вовсе не в марте 2022 года, а значительно раньше. В этом может убедиться лично любой желающий.

Похоже, что тамошняя редакция не отвечает за свои слова, держит свою аудиторию за идиотов и готова писать любую чепуху за деньги или из идейных соображений. Их статью мы решительно объявляем убогой заказухой, причём выполненной халатно и явно недорогой — автор статьи даже поленился зайти на наш канал и посмотреть, что и когда там опубликовано.

Желаем скорейшего выздоровления владельцу «Ридовки», надеемся, что вскоре вы поправитесь и наведёте порядок в своей компании.

Мы не пропагандируем чайлдфри (запрещённая и осуждённая идеология на территории РФ).

Юрия Синодова очень возмущает, что мы призываем наших читателей думать головой и критически оценивать собственную жизнь в условиях, когда ключевая ставка бьёт рекорды, ипотека неподъёмна, цены растут устрашающими темпами, а надежда на светлое будущее стремительно рушится под давлением коммунальных проблем. Разумеется, расправивших плечи атлантов такие бедствия не касаются, и им непонятно, почему нужно обращать на них внимание и почему нельзя просто потерпеть.

Любой, кто ознакомится с упомянутой статьёй, убедится, что там лишь приведены цифры со ссылками на официальные источники. Видимо, бизнесмены бы предпочли, чтобы работники беспрекословно выполняли их желания и жили так, как им нужно, не включая при этом голову.

Мы выступаем за улучшение демографической ситуации в нашей стране и всячески способствуем улучшению условий труда, чтобы все наёмные работники могли себе позволить завести детей и воспитывать их в человеческих условиях. Вы ведь понимаете, что биологически невозможно заводить детей на 10 кв.м.? А какое ещё жильё может себе позволить ваш сотрудник при таких ценах и ставках по ипотеке? Атланты, напишите нам в бота обратной связи, если знаете ответ. Обещаем его опубликовать.

Мы не афишируем личности активистов.

Практика показывает, что выдвижение требований со стороны работников, пока они не представляют собой весомой силы, чревато репрессиями со стороны бизнеса. От публично заявляющего о своих намерениях профсоюзного активиста постараются избавиться, часто с последующими проблемами при устройстве на работу. Несмотря на то, что закон прямо запрещает подобную дискриминацию, существует множество путей давления на работника, которому в одиночку противостоять невозможно. Иногда и государство вмешивается в процесс, применяя меры воздействия к лидерам непокорных коллективов.

У нас есть причины, чтобы не афишировать информацию о себе – мы боимся мести со стороны бизнесменов, о чём заявляем прямо и открыто. Мы обычные люди, у нас семьи и ипотеки, и нам есть что терять. Бизнес регулярно показывает, что не остановится ни перед чем для обогащения, поэтому наши опасения вполне обоснованы. В будущем, когда мы станем серьёзной силой, юридическая регистрация возможна, но не раньше того. Регистрация полезна только в том случае, если профсоюз собирается владеть имуществом, чего мы не планируем, а всю профсоюзную работу коллектив может выполнять без регистрации.

На материалы профсоюза ссылаются иноагенты.

Достоверность наших материалов по достоинству оценили в информационном пространстве, поскольку наши статьи упоминают разные СМИ. К нам обращаются из «Ведомостей», CNews, а иногда на нас ссылаются СМИ в статусе иноагентов. Более или менее экологичные ресурсы обычно спрашивают разрешения с помощью бота обратной связи, другие нет. Например, на днях сотрудник из такого СМИ обратился к нам и попросил разрешения сослаться на наш материал о сокращениях. Мы отказали, и в этом СМИ упоминаний действительно не появилось. Однако не всякий ресурс снисходит до подобного диалога. Можно с уверенностью утверждать, что если вы видите ссылку на наш материал в запрещённых СМИ, то мы не давали на это разрешения.

Все наши материалы — публичные, и на них может ссылаться кто угодно, ни у кого не спрашивая. Как-либо воздействовать на другие СМИ мы не способны, у нас нет ни времени, ни сил, ни желания, чтобы разбираться в каждом подобном случае. Денег мы ни с кого не берём ни копейки, никакой рекламы не даём, не пишем статьи на заказ. Попробуйте опровергнуть эти факты, предоставьте доказательства обратного.

Мы не распространяем упаднические настроения.

Мы пишем обо всём, что случается в отрасли. Если происходят сокращения — мы приводим пруфы и предаём ситуацию огласке. Если руководство компании давит на наёмных работников и принуждает к переработкам — мы освещаем это и консультируем пострадавших. Если руководство задерживает зарплату, мы призываем писать нам и учим людей организованно сопротивляться попранию своих прав. Что несёт выгоду экономике и России в целом. В том, что наша повестка преимущественно негативная, как ни странно, виноваты корпораты и бизнесмены — увольняющие, принуждающие, задерживающие.

Напротив, мы призываем к объединению и обучению самоорганизации, чтобы противостоять корпоративному произволу и неуклонно повышать качество жизни наёмных работников из всех сфер экономики, чтобы нам не приходилось писать о мерзостях, которые творят руководства ваших компаний, а оставалось бы только радоваться победам ваших сотрудников.

Наш профсоюз — добровольное товарищество.

Юрий Синодов полагает, что профсоюз — это «агрегатор обратной связи», который призван упростить жизнь руководству. Он волен трактовать этот термин, как ему заблагорассудится, однако мы понимаем его так: профсоюз — это инструмент коллективной борьбы для продвижения и защиты интересов наёмных работников, который по определению стоит на стороне работников и не выступает нейтральным арбитром между работниками и работодателем. Странно ждать от нас поддержки бизнеса.

Корпоративный юрист в случае трудового конфликта, безусловно, выступает на стороне работодателя, поэтому работникам нужен противовес. И только слаженные коллективные действия могут чувствительно надавить на бизнес. Поэтому крупному и уважаемому директору противна сама мысль о том, чтобы его подчинённые считали себя вправе чего-то требовать.

Наш профсоюз организован горизонтально, и руководителей у него нет. Что органически проистекает из волонтёрской формы работы. Денег никто не получает, поэтому невозможно приказать активисту делать что-либо против его воли. А решения принимаются сообразно вложениям труда. Наверное, такой способ организации работы неведом атлантам, однако он вполне эффективен, причём без всяких вложений, кроме солидарного добровольного труда.

Рост численности наших активистов вызван действиями ваших корпораций. Именно ваша жажда наживы вынуждает людей искать справедливости, защиты и возможности противостоять вашему произволу.

Уже сейчас во множестве независимых сообществ идут обсуждения трудовых условий и зарплат, фиксируются случаи нарушения прав и изучаются способы противодействия. Вы не в силах на них повлиять. Нам часто пишут в обратную связь, оглашая события, происходящие в компаниях. К нам постоянно присоединяются новые участники, которых вы выкидываете на мороз, и они систематически работают над улучшением своих условий труда, бесплатно и добровольно. С каждым днём мы всё больше знаем, что происходит в каждом айтишном коллективе. Мы уже устроились к вам на работу и строим там профсоюз.

Милости просим.

К нашему каналу прикреплён открытый чат, где общаются на равных. Туда можно кому угодно свободно вступить и уточнить любой интересующий вопрос, спросить совета по организации работников на своём рабочем месте, поделиться интересной информацией и просто пообщаться с коллегами. А если хотите помогать нам лично — приходите на Welcome Day, вступайте в наши ряды и становитесь активистом.

Любой труд должен быть справедливо оплачен.

Объединяйтесь!