Какова на самом деле ситуация на рынке труда в IT? Который год СМИ кричат о катастрофической нехватке специалистов в экономике вообще и в IT в частности. Едва ли не каждое сообщение о массовых сокращениях тут же получает достоверное опровержение. При этом личные истории говорят о противоположном.

Похожая ситуация с истерией вокруг ИИ. «Один синьор с “Курсором” заменяет 15 джунов с чем угодно», — один из частых тейков в айтишных чатах и одно из популярных объяснений того, почему новичку вкатиться в IT становится всё сложнее. Как на самом деле обстоит ситуация с внедрением ИИ в нашей отрасли в РФ?

Мы подготовили две статьи с объёмными исследованиями ситуации в индустрии.

В июле-августе 2025 года мы провели детальный опрос 55 работников из 54 компаний об их условиях труда. Выборка невелика, но даже она репрезентативнее индивидуального опыта. (Хотите, чтобы охват был шире, присоединяйтесь к будущим исследованиям)

Содержание опроса

Основные темы, по которым мы опрашивали наших респондентов:

  • найм / увольнения;
  • повышение / понижение зарплат и премий / индексация;
  • использование ИИ.

Спросили и про условия труда:

  • отмена удалёнки / «мягкие» увольнения;
  • тайм-трекеры / следящий софт;
  • отношения в коллективе / с руководством;
  • наличие в компании процесса Performance Review.

Методология

Каждому опрашиваемому мы не только задавали вопросы о его условиях труда, но и узнавали у него количество сотрудников отдела или компании, у которых можно предположить аналогичные условия.

Ответам мы назначили вес, пропорциональный количеству сотрудников, работающих в таких условиях.

Соответственно, цифры ниже — это не процент ответов или компаний, на которые распространяются описанные условия, а процент сотрудников, работающих в описанных условиях, от общего числа сотрудников, информацию об условиях труда которых мы собрали.

Опрос охватывает условия труда 47 тыс. работников.

Сводная информация

Найм и увольнения Идёт найм, массовых увольнений нет 29% Найм заморожен, массовых увольнений нет 49% Есть массовые увольнения 22%
Зарплаты, премии, индексации Зарплаты индексируют, премии выплачивают 31% Зарплаты заморожены, премии выплачивают 63% Режут зарплаты и/или премии 6%
Использование ИИ Более или менее активно внедряют качественные решения ИИ, и это не используется как повод для увольнений 31% Не внедряют активно ИИ 68% Внедряют некачественные ИИ либо используют внедрение ИИ как повод для давления на сотрудников 1%
Удалённая работа Действующий сотрудник может перевестись, и новый сотрудник может устроиться на удалёнку или гибрид. Тех, кто ранее был на удалёнке, не принуждают вернуться в офис 57% Удалёнки нет, или это не приветствуется, но так было всегда 26% Удалёнку сворачивают, используют вывод с удалёнки для принуждения к увольнению 17%
Следящий софт и трекеры Следящего софта нет; трекеров либо нет, либо сотрудники вносят время вручную 47% Есть следящий софт или трекеры, но они не используются для оказания давления 39% Есть следящий софт или трекеры, но они используются для оказания давления 14%
Отношения в коллективе Отношения в коллективе доброжелательные, с начальством — конструктивные 27% Отношения норм 66% Отношения токсичные, настроения упаднические 7%
Performance Review Процесса ПР нет 30% ПР есть, но не используется для обоснования увольнений 58% ПР есть и используется для обоснования увольнений 12%
Случаи самоорганизации для отстаивания своих интересов Есть 1% Нет 99%

Из сводной таблицы видно, что лишь у незначительного числа сотрудников условия откровенно плохие. У подавляющего же большинства — сносные, а то и хорошие!

Каемся, нагнали мраку. Останемся же верны себе.

Оценка сводных данных

Найм / увольнения

Найм идёт в 29% случаев, а массовые увольнения — в 22%. При поверхностном подходе может показаться, что каждый уволенный сможет найти себе работу — ведь 29 больше 22. Это некорректное рассуждение:

  1. В результате массовых увольнений на рынок может быть выброшено существенно больше работников, чем открыто вакансий в компаниях, в которых ведётся (хотя бы какой-то) найм.
  2. Навыки части увольняемых не совпадут с требованиями вакансий в нанимающих компаниях.
  3. Зарплаты в нанимающих компаниях могут быть существенно ниже рынка. Несколько таких случаев было описано опрошенными. Т.е. найм как бы открыт, но на работу за еду.
  4. Не все компании нанимают на удалённый режим работы. А сокращения и найм могут проводиться компаниями в разных городах.
  5. Часть найма открыта в гэмблинг-проектах, участие в которых не для всех приемлемо.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что замороженный в 50% случаев найм — это ненормально. Когда ситуация здоровая, когда происходит развитие, компании нанимают постоянно, пусть и понемногу. Учитывая, что в 20% случаев идут массовые увольнения, 50% + 20% = в 70% случаев найма нет. Замороженный найм — это выжидательная позиция, продиктованная ожиданием новых потрясений.

Зарплаты / премии / индексации

Ситуация схожа с наймом. В 70% случаев зарплаты не растут или уменьшаются даже номинально. С учётом инфляции, в реальном выражении они ощутимо падают каждый месяц. Как тут не вспомнить наш прошлогодний прогноз.

Использование ИИ

Даже в компаниях, занимающихся хоть каким-то внедрением ИИ, процесс идёт очень вяло. Технология не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на рынок.

Удалённая работа

Признаться, в этом пункте результаты опроса нас удивили. Мы уже давно наблюдаем постепенное ухудшение ситуации с возможностью удалённой работы, и многие ответы опроса это подтверждают. Оказалось, лягушку варят несколько медленнее, чем нам виделось.

Следящий софт

По нашим наблюдениям, в этой категории деградация условий труда идёт медленнее, чем в прочих. В опросе встречаются буквально единичные упоминания о внедрении таких систем. С другой стороны, бóльшая часть работодателей уже подготовилась, а какая-то тренируется использовать внедрённые инструменты для оказания давления. Вероятно, в дальнейшем ситуация продолжит развиваться так же медленно.

Отношения в коллективе

Любопытно, что массовые сокращения встречаются в 22% случаев, а упаднические настроения — лишь в 7%. Можно сказать, что айтишники — оптимисты на 300%. А можно сказать, что они чемпионы по прятанию головы в песок.

Performance Review

PR — облюбованный бизнесом механизм для обоснования «оптимизаций», «реструктуризаций» и прочих новоязных подмен старых добрых сокращений. Как видим, в 70% случаев руководство хорошо подготовилось «выявлять» лишних.

Случаи самоорганизации

Наш любимый раздел. Не зря, ох не зря мы в каждой своей заметке призываем объединяться! Пять лет призывов — и вот он, результат! Целый процент!

А на самом деле, печально. Видимо, страусы произошли от айтишников. И пока оптимизация не грянет, айтишник не перекрестится.

Шансы устроиться в нормальное место

Добавим ещё один штрих. Давайте представим, что вас вдруг пригласили на разговор и встал вопрос об устройстве на новое место. Хорошее, разумеется. Каковы шансы?

Мы выдвинули очень скромные требования: наличие (1) индексаций и (2) удалённой работы. Совпадение этих двух условий есть только в 16% случаев. А найм идёт лишь в 5% таких коллективов. Вот тебе, бабка, и Юрьев день.

Вкус праздника

С момента проведения опроса прошло около трёх месяцев. И похолодало не только на улице: от нескольких опрашиваемых поступила информация об ухудшении ожиданий. Но буревестником стали не они.

В «Сбере» — крупнейшем IT-работодателе в стране — волна массовых сокращений. Охвачены и основные, и дочерние подразделения гиганта. Масштабы тоже впечатляют: 20–25%.

Рекордная прибыль + сокращения = WTF?!

«Сбер» — самое наглядное подтверждение популярного афоризма: «Люди — новая нефть». Чисто финансовый институт, не производящий ничего, извлекающий деньги из одних людей посредством других людей, обошёл «Роснефть» и «Газпром» и вышел на первое место по прибыльности в стране. И при этом проводит одну волну сокращений за другой. Зачем?

Ещё два года назад топы российских компаний сами дали ответ на этот вопрос. Приведём цитату одного из участников конференции, посвящённой кризису рынка труда в России: «Конечно же, ни Microsoft, ни Amazon, ни Apple не требовалось сокращать сейчас людей. Маржинальность этих бизнесов очень большая, и в рамках их затрат [сокращения] не сильно меняют показатели. <…> Я думаю, что до нас в России такое же докатится, возможно, в масштабе нескольких лет».

Для сбивания цены на работников бизнесу нужна резервная армия труда. Её создание в нашей индустрии мы наблюдаем в прямом эфире.

Резюме

Многие заметили, что HR, штурмующие почту и соцсети айтишников, куда-то пропали. Есть основания полагать, что теперь они заняты другим. Им нужно:

  • повысить работника в должности без увеличения зарплаты;
  • срезать зарплату согласно показаниям корпоративного трекера времени;
  • лишить премии тех, кто брал больничный или отпуск;
  • провести опрос об атмосфере в коллективе и назначить встречу ответившим неправильно;
  • сделать третью за неделю рассылку о том, что мы — команда.

Всё это не наш сарказм, это недавние изобретения в компаниях участников опроса. И это — не дно. До дна ещё далеко, и у этого есть причина:

Единственный надёжный способ постоять за свои права — это коллективная борьба. Но айтишники не являются коллективом. Даже в рамках одной компании фраза «наш коллектив» — это лукавство. Нет никакого коллектива. Случайные попутчики, атомизированные выживальщики, шестерёнки корпоративной машины, временно собранные руководством в один механизм, — вот что такое сегодняшний «коллектив» большинства IT-компаний.

В ближайшее время на нашем канале выйдет статья, в которой мы на цифрах покажем, что дальше дела будут идти только хуже. И единственный способ что-то этому противопоставить — объединяться.