В 2023 году после очередной «реструктуризации» компания CD Projekt Red уволила 9% сотрудников. В ответ на это работники решили организовать профсоюз. Интернет-издание CD-action взяло интервью у представителей профсоюза. Один из них, Лев Ки — наш соотечественник.
Далее будет перевод интервью от 06.10.2023
Первый профсоюз в польской геймдев-индустрии! Интервью с основателями
Кранчи, токсичная атмосфера, огромное давление и негативное влияние на ментальное здоровье сотрудников — у игровой индустрии немало недостатков. Работники всё чаще объединяются. Причины просты: желание укрепить позицию в переговорах и возможность влияния на рабочую культуру. Требования работников схожи: достойная зарплата и лучшие условия труда.
Сценаристы в США недавно завершили длительную забастовку, в ходе которой удалось добиться выполнения большинства их требований. Актёры продолжают забастовки, а сотрудники, работающие над спецэффектами в Marvel и Disney, единогласно проголосовали за создание профсоюза. Этот тренд также дошёл до Польши. Недавно был основан профсоюз в CD Projekt Red, о котором нам рассказали его основатели Лев Ки и Павел Мышка.
Создание профсоюза
Когда вы решили создать профсоюз?
Лев: После последней волны увольнений, когда компания CD Projekt Red решила уволить 9% сотрудников, это около 100 человек. Часть уже ушла, часть уйдёт к концу 2023 года, когда истекут их контракты. Люди начали понимать, что в конце концов каждый может быть следующим. Вопрос стабильности работы в последние годы становился всё более важным, а профсоюз позволяет гарантировать занятость. Всё больше людей выражали желание присоединиться к нему, если бы он появился.
Однако вы решили создавать профсоюз не внутри компании, а в рамках ОZZ IP, как, например, сотрудники Amazon. Вы вдохновлялись ими?
Ogólnopolski Związek Zawodowy «Inicjatywa Pracownicza» (OZZ IP) – Национальный профсоюз «Инициатива работников».
Павел: Нет, у нас не было контакта с профсоюзниками Amazon, но Комиссия Инициативы Работников (IP) работает в Allegro и Amazon Cloud. Это отрасли, близкие к нашей, с компаниями с аналогичной структурой и задачами. Мы связались с ними, и они помогли нам пройти через весь юридический и формальный процесс создания профсоюза. Мы очень рады этому, мы бы сами не смогли основать профсоюз, потому что это слишком трудно с формальной точки зрения.
Почему?
Лев: В польской геймдев-индустрии работает много иностранцев, которые не знают тонкостей польского права. Помощь тех, у кого уже есть опыт в этом, бесценна.
Как отреагировало руководство CD Projekt Red?
Павел: Пока не было никакого ответа с их стороны. Мы подали все документы в юридический отдел, всё организовано формально. Наш профсоюз работает и постепенно развивается.
Столкнулись ли вы с предложениями отказаться от своей идеи? Я не хочу наталкивать на union busting (разрушение профсоюза), но несколько профсоюзников из различных отраслей недавно потеряли работу по достаточно незначительным причинам. Например, в одном банке сотрудника наказали за публикацию информации о создании профсоюза.
Лев: Никто не знал, что мы создаём профсоюз, пока документы не поступили в отдел кадров. Даже после этого мы не сталкивались с вопросами от начальства или с попытками давления. Руководство не давало комментарии, но нет ощущения, что на нас кто-то нападает. Пока что нет речи о union busting.
Поскольку профсоюз уже работает, какие у вас планы?
Павел: Прежде всего, мы делаем ставку на образование. Работники, особенно молодые, не имеют представления о том, что такое профсоюз, как он работает, какие у него права и обязанности. Если у них есть хоть какое-то представление, оно часто отрицательное, потому что, к сожалению, профессиональное образование в Польше такое, какое оно есть.
На основах предпринимательства учат тому, как создавать компанию, хотя большинство поляков — это наёмные работники. (Речь про открытие местного аналога ИП вместо разъяснения преимуществ трудового договора, — прим. ред.)
Павел: Именно, это также касается недостатка знаний относительно типов контрактов. Многие в отрасли работают как ИП. Они думают, что это выгоднее, что они обманывают систему и больше зарабатывают. В то время как у них нет никаких преимуществ, которые прилагаются к трудовому договору, например, L4 (больничные листы) или оплачиваемый отпуск.
Пока ты молод и здоров, ты не задумываешься об этих вопросах.
Павел: Конечно, к этому добавляется страсть. В геймдеве работают молодые люди, готовые выдерживать кранчи или плохие условия труда, лишь бы заниматься тем, что они любят. Студии успешно этим пользуются, потому что у них есть сильная переговорная позиция. Мы стремимся к тому, чтобы люди имели возможность работать по трудовому договору, который более выгоден в долгосрочной перспективе. Мы хотим, чтобы они знали, что для них выгодно и что солидарность между работниками может совершать чудеса.
Вы много говорите о всей отрасли, а не только о CDPR.
Лев: Потому что условия работы в CDPR очень хорошие, и они значительно улучшились в последнее время. Наша цель как профсоюза — расширение деятельности на всю игровую индустрию, обучение людей, чтобы они сами создавали профсоюзы. Мы хотим, чтобы условия труда улучшились во всей геймдев-индустрии, для каждого.
Павел: Необходимо также помнить, что сила профсоюза зависит от количества его членов. Чем больше людей вступает в него, тем лучше его позиция в переговорах с руководством. Как мы уже упоминали, основной проблемой остаётся очень низкий уровень знаний о трудовом законодательстве в нашей отрасли.
Сколько человек вступило в профсоюз?
Лев: Мы не можем предоставить точное число по юридическим причинам, мы можем только сказать, что для создания профсоюзного комитета необходимо минимум 10 человек. Однако мы чувствуем, что остальные сотрудники относятся к нам положительно, это хороший знак.
Как изменилась ситуация в CDPR?
Буквально только что вышло дополнение к Cyberpunk 2077 под названием Phantom of Liberty. После выпуска «основы» компания обещала прекратить кранчи. Также было заявлено, что будет внедрён Agile, проведены антимоббинговые тренинги (моббинг — притеснение человека группой людей, — прим. ред.) и создан консультативный орган управления в виде представителей команд (RTR), который должен представлять интересы сотрудников. Удалось ли это реализовать?
Павел: Здесь мы должны подчеркнуть, что во время работы над Phantom Liberty не было кранчей. По крайней мере, не в таких масштабах, как при разработке основной игры. Были только переработки для желающих, оплачиваемые или компенсируемые в виде отгулов. Компания внедрила политику против кранчей, которая последовательно внедрялась и соблюдалась. Agile действительно был внедрён, но нужно помнить, что гибкая методология — это процесс. Вы не можете просто переключиться на Agile, вы постоянно его внедряете. Это действительно удалось, и атмосфера в компании хорошая.
Лев: RTR также был создан и представляет интересы сотрудников перед руководством. Как и «Инициатива работников», мы верим, что между сотрудниками существует синергия, потому что мы полностью независимы от компании, и у нас есть более широкий набор действий. Мы верим, что мы сможем сотрудничать с RTR и сможем эффективно представлять интересы сотрудников.
Павел: CDPR — лучшее место, где я работал. Однако я должен подчеркнуть, что это всего лишь моё мнение. У каждого может быть своё мнение, хорошее или плохое, но весь процесс разработки Phantom Liberty доказал, что, если хорошо обращаться с сотрудником, то он больше отдаёт себя работе и конечный результат его работы становится лучше. Это влияет на качество продукта. Профсоюз создан для того, чтобы поддерживать этот высокий стандарт условий труда и улучшать те аспекты, где можно сделать лучше.
Таким образом, компания не ограничилась обещаниями, а действительно что-то изменила?
Лев: Мы надеемся, что пример CDPR распространится на всю индустрию, потому что это выгодно для всех. Мы также должны развеять миф о том, что профсоюзы создаются на фабриках или в тяжёлой промышленности. Творческая индустрия должна создавать профсоюзы, если хочет иметь лучшие условия труда.
В США забастовали сценаристы и актёры. Первым удаётся добиваться выполнения большинства своих требований. Сотрудники американского подразделения Sega также создали профсоюз. Также люди, работающие в компаниях, создающих спецэффекты, намерены сделать то же самое. Вы подхватили волну.
Лев: Что-то меняется в отрасли. Несколько лет назад кранч был чем-то очевидным, а сейчас всё больше людей обращает внимание на условия труда в компаниях. Также стабильная занятость и адекватная оплата становятся всё более приоритетными. И хорошо, что люди не хотят позволять студиям использовать их. Профсоюзы существуют для того, чтобы поддерживать и улучшать условия труда.
Вы упомянули о зарплатах. В прошлом году CDPR заработала 86 млн долларов прибыли. У вас было право на часть этих доходов?
Павел: У нас была система, которая предоставляла бонусы в зависимости от прибыли компании, но её отменили в 2022 году. Тогда бонусы от прибыли были выплачены в последний раз. Компания отказалась от ежегодных премий в пользу регулярных оценок основной заработной платы. Посмотрим, как это будет реализовано на практике.
В индустрии видеоигр имеется запрос на стабильную занятость, и профсоюзы могут с этим помочь.
Несмотря на улучшившиеся условия труда в CD Projekt Red, работники не забывают о борьбе за свои права. Тем более, как отмечают сами представители объединения, профсоюз — это не только улучшение условий труда в конкретной компании, но и изменения во всей индустрии. Этих изменений можно добиться, показывая пример работникам других студий. Объединяйтесь!