В апреле 2022 года российские IT-компании получили в свои руки великолепный инструмент под названием «аккредитация». При наличии этого инструмента можно получать дополнительную прибыль за счёт уменьшения налогов и страховых взносов, нанимать иностранных специалистов в упрощённом порядке и безнаказанно нарушать трудовое право.

В нашем профсоюзе есть форма для обратной связи, куда может написать любой айтишник при возникновении проблем на работе. В неё регулярно поступают обращения о нарушениях трудовых прав и о бездействии надзорных органов.

Чаще всего айтишники страдают от принуждения к увольнению или от невыплаты зарплаты. Работа в IT-отрасли не такая безоблачная, как многие думают. Часто встречаемый аргумент: «Рабство давно отменили, и айтишник может быстро сменить работу или даже страну. Все, кто так не может, и не айтишники вовсе». А если нет желания или возможности переехать? А если работодатель должен зарплату за несколько месяцев? Бессмысленно в одиночку жаловаться в надзорные органы. Ответят отказом из-за моратория на проверки.

Остаётся потерпеть или идти в суд? Нет, больше всего на свете компании боятся потерять прибыль. Сотрудник-одиночка не представляет опасности для компании. С ним можно делать что угодно: попросить войти в положение, запугать, уволить. Однако объединившиеся сотрудники способны влиять на прибыль компаний, а, значит, и на их решения.

Можно возразить, что аккредитация – это win-win, ведь есть 2 плюса: льготная ипотека и отсрочка от армии. На самом деле, это не плюсы вовсе.

Льготная ИТ-ипотека – это не плюс

Идея льгот для покупки жилья кажется неплохой. Проблема в том, что она не работает так, как её рекламируют. Как только снизились процентные ставки на кредиты, раздулся пузырь на рынке недвижимости. Напомним, что льготная ипотека на новостройки стартовала в России в апреле 2020 года как временная мера поддержки в разгар пандемии. С того момента эта мера неоднократно продлевалась, а стоимость жилья в России выросла практически в 2 раза. Жильё доступнее не стало.

Эта ситуация схожа с финансовой пирамидой. Кто взял ипотеку раньше всех, тот успел урвать квартиры по относительно низкой цене. Для опоздавших цены уже совсем другие. В краткосрочной перспективе кто-то сэкономил, но в то же время собственноручно приковал себя к аккредитованным IT-компаниям для сохранения льготной ставки. Рабство точно отменили?

Льготная ипотека для айтишников отличается от обычной льготной ипотеки процентной ставкой, размером кредита, условиями получения. Но у них есть одна важная одинаковая особенность: купить можно только новое жильё. Разница между льготной и обычной процентной ставкой компенсируется государством в виде субсидий. Иными словами, льготные ипотеки направлены на поддержание прибыли банков и застройщиков, а не на поддержку нуждающихся в жилье. Вы встречали хоть кого-нибудь в здравом уме, кто бы сказал, что жильё стало доступнее с 2020 года? Это при том, что последние 3 года в России рекордные темпы строительства жилья.

Отсрочка от армии – это не плюс

Рассмотрим вымышленную ситуацию. Джорджи – наёмный сотрудник в стране Арстотцка. Он прилежный работник и старался устраиваться в те компании, где выше оплата и лучше условия труда. В какой-то момент в Арстотцке наступили тёмные времена. Люди при деньгах и власти решили поделить сферы влияния и бизнесы. Чтобы приструнить работников, они сказали: либо ты работаешь там, где мы скажем, либо будем бить тебя по башке дубиной.

Теперь, если Джорджи захочет сменить работу, когда работодатель нарушит его права или когда он получит хороший оффер из другой компании, то возрастает риск получить дубиной по голове. Является ли работа там, где «безопасно», плюсом? Определённо да, относительно ударов по голове. В остальном, конечно же, нет.

Мы писали, что система предоставления отсрочки имеет изъяны. Айтишника, сменившего работу во время призыва, могут призвать, т.к. отсрочка давалась старому работодателю, а форма для подачи списков в военкомат уже закрыта. Всё то, о чем мы писали тогда, теперь подтвердил «Коммерсант». Конечно, можно судиться с военкоматом, но, по информации того же «Коммерсанта», от призыва это не защитит. Вот тебе, айтишник, и Юрьев день.

Против лома нет приёма?

В руках компаний есть инструмент, который они охотно используют для получения прибыли и для защиты от надзорных органов при нарушении законов. Случаи в «Арт-Технологии» и «Ансистемс» тому пример. А что есть у айтишников кроме терпения? Объединяйтесь.