10 октября 2022 года мы выступили с предложением написать письмо Михаилу Мишустину с требованием предоставить для IT-специалистов бронь от мобилизационного призыва. Судя по комментариям к статье, многие вообще не поняли, зачем это нужно.
Если вы считаете, что надо заниматься релокейтом и выставлять политические требования, а профсоюз должен провести забастовку, но не писать какие-то письма, то самое время рассказать, что такое профсоюзная и политическая борьба и почему профсоюз — не политическая организация, но при этом без него политика невозможна в принципе.
Вы озвучили свои ожидания от профсоюза. Теперь изучите ожидания профсоюза от вас. Но чтобы наша позиция стала вам понятнее, начнём с самых основ — модели профсоюзной борьбы.
Модель профсоюзной борьбы
Представим, что вы работаете на предприятии и оно вам не нравится, например, из-за низких зарплат. По каким-то причинам вы не можете поменять эту работу, но если вы попросите поднять вам зарплату, то предприятие просто вас уволит. В таких условиях вы понимаете, что повышение зарплаты возможно только при поддержке большинства коллег. Но все они боятся потерять работу. Рассмотрим два варианта борьбы за повышение зарплаты в таких условиях.
Вариант №1. Политический
Вы громко заявляете о преступном поведении руководства предприятия по отношению к коллективу. Вы делаете ряд заявлений, дискредитирующих начальство, и рассчитываете, что коллеги массово вас поддержат, на смену старому придёт новое руководство и повысит всем зарплату.
Если у вас хорошие ораторские и лидерские качества, на борьбу с «преступным» руководством героически встанет в лучшем случае 1% ваших коллег.
Внутри каждого руководства есть противоречия. Кто-то из недовольных замов хочет сесть на место вашего руководителя. В самом «хорошем» случае этот зам воспользуется вашим «восстанием». Вам поднимут зарплату на 1%, а на следующий день после «революции» вы придёте к исходной точке. Вы по-прежнему работаете на предприятии, которое вам не нравится.
В худшем случае бунтовщиков уволят или заставят молчать, коллеги станут ещё больше бояться. И вы снова получаете предприятие, которое вам не нравится.
Ещё есть вариант, когда «восстанием» воспользуются конкуренты вашего предприятия, но это приведёт к непредсказуемым последствиям для всех.
Вариант №2. Профсоюзный
Сначала вы создаёте чат с мемами внутри вашего предприятия, куда приглашаете как можно больше людей. В этом чате вы просто развлекаетесь, но изредка вкидываете рабочие вопросы: про условия труда, про борьбу за них коллективными способами.
Постепенно вы отбираете в отдельный чат тех, кто интересуется рабочими вопросами. Как только там набирается, например, 1% от сотрудников предприятия, вы коллективно просите у руководства то, что является обоснованным с его точки зрения. Например, новый кулер с водой. Ведь ваше начальство как раз недавно заявило, как важна безопасность труда, и выделило N миллиардов на программу ДМС для сотрудников. А вам нужно пить больше воды, но существующие кулеры или очень далеко, или старые, или их вообще нет.
Важно, чтобы требование было коллективным и выполнимым. Напишите письмо руководству или просто придите к нему толпой.
В лучшем случае это требование выполняют. Тогда вы делитесь своим положительным опытом в чате с мемами, а в следующий раз просите уже что-то посерьёзнее. Например, оплату фитнес-зала для сотрудников предприятия. К этому требованию вы привлекаете уже большее число коллег.
Если работодатель раз за разом выполняет ваши требования, дождитесь, когда число объединившихся коллег перевалит за 50%. Теперь можно коллективно попросить о повышении зарплаты, не опасаясь увольнения. Но более вероятно, что на каком-то из этапов руководство вашего предприятия решит не идти на уступки и откажет в выполнении коллективного требования. Ваши дальнейшие действия будут зависеть от ответа на два вопроса:
- Насколько обоснованным было ваше требование к руководству?
- Какой процент коллектива объединился на данном этапе?
Рассмотрим, как эти вопросы влияют на ваши дальнейшие действия.
Обоснованность требования
Если вы потребовали массаж в офисе по пятницам после работы, то отказ руководства будет логичным. Вы не сможете использовать это требование для объединения коллектива.
Запрос на кулер хорошо вписывается в логику руководства. Начальство не хочет его покупать? Это повод напоминать про кулер на каждом рабочем совещании. Ваше предприятие закладывает бюджет на следующий год, и там есть графа «Охрана труда и здравоохранения»? Снова напомните им про кулер. Ваше руководство в очередной раз заявляет, что вы с ним в одной лодке и что вы одна семья? Напомните им про кулер. Пишите статьи о кулере, выпускайте ролики о кулере, проводите собрания о необходимости кулера. Сплотитесь вокруг кулера, кулер должен быть поставлен!
Обоснованное требование — повод объединяться.
Даже если руководство в какой-то момент решит «запретить разговоры о кулере», это ударит по репутации работодателя, приведёт к снижению его рейтинга, а, значит, подтолкнёт к действиям ещё большую часть вашего коллектива. Займитесь новой проблемой, но уже с большим количеством людей.
Руководство не всемогуще и вынуждено следовать сложившимся правилам предприятия. Ловите начальство на противоречиях и выдвигайте требования, которые эти противоречия выявляют. И тогда любое решение, даже молчание, будет в вашу пользу.
Количество поддержавших ваше требование
Многие неопытные коллеги, вставшие на путь профсоюзной борьбы, создают профсоюзные ячейки из 3 человек и заявляют об этом согласно № 10-ФЗ. Это неправильный путь. В конечном счёте руководство уволит ячейку, дискредитируя коллективную борьбу. Первое правило профсоюзной борьбы — не говорить о профсоюзной борьбе.
Выдвижение обоснованных требований — инструмент привлечения ваших сторонников. Если число таких коллег превышает 50%, а руководство не выполняет ваши обоснованные требования, то профсоюзная борьба может на время приобрести форму борьбы политической.
Что такое политическая борьба
Политика — это борьба за власть. Профсоюз не занимается борьбой за власть, он борется за права работников при имеющейся власти, выставляя обоснованные требования к руководству. Однако если игнорируется запрос большинства, можно объявить о создании профсоюза и начать забастовку. В этом случае руководство или идёт на уступки, или возникает political moment.
Political moment — состояние предприятия, в котором борьба за власть выходит за пределы противостояния внутри руководства. Руководство по каким-то причинам не выполняет запрос работников, но при этом большинство сотрудников готовы бороться за это требование. Только в такой момент возможна постановка политического вопроса. Но даже в этом случае профсоюз продолжит бороться за работников, а не за политические преобразования. Неважно, кто выполнит ваши требования.
Political moment возможен на предприятиях Англии, на предприятиях Франции и даже на предприятиях США. Но невозможен у нас, в странах СНГ, потому что политики постсоветских стран предпочитают наращивать политический вес, расходуя своих активистов и дискредитируя коллективную борьбу, тем самым разрушая борьбу профсоюзную.
Господа «политики», вы довольны вашим результатом? На предложение выступить с обоснованным требованием к правительству РФ мы получили около 800 комментариев о том, как нам обустроить мир, и очень «ценные» рекомендации, что нам нужно делать. Вот только на практике оказывается, что эксперты по вопросам политической борьбы при малейших проблемах на местах предпочитают «голосовать ногами», не могут бороться даже за кулер и просто идут туда, где лучше или где хорошие условия уже созданы в результате профсоюзной борьбы.
Наш опыт профсоюзной борьбы
Чтобы активисты нашего профсоюза подключились к борьбе за права работников на конкретном предприятии, необходимо соблюсти условия проведения профсоюзной компании:
- Количество жалоб на работодателя — не менее 5 по одной и той же проблеме.
- Все, обратившиеся с проблемой, готовы писать жалобы и обращаться в соответствующие инстанции, которые мы укажем.
Наш профсоюз существует с 2013 года. За всё это время мы можем по пальцам пересчитать случаи, когда IT-специалисты были готовы к профсоюзной борьбе.
Недавно таким случаем стала ситуация с Game Insight. Работодатель объявил о своей ликвидации и устроил аналог «Голодных игр» среди сотрудников. Первым, написавшим заявление по собственному желанию, обещалась в лучшем случае выплата зарплаты на момент начала ликвидации.
Профсоюз — не сервис. Вы сами должны бороться за свои права. Большинство обратившихся к нам коллег от борьбы отказывались. Но инициативная группа сотрудников Game Insight была готова идти до конца. За счёт их упорства нам удалось:
- Привлечь политиков, которые написали депутатские запросы (от Госдумы и московской Думы) на имя генерального прокурора РФ Игоря Викторовича Краснова.
- Заспамить жалобами московскую прокуратуру.
- Обратиться с проблемой в правительство Москвы.
- Предать ситуацию огласке в СМИ.
Все эти меры привели к тому, что прокуратура Москвы сама взялась за защиту сотрудников, и в суде рассматриваются около 100 исков общей суммой на 70 млн руб.
Дело Game Insight ещё не закрыто, но уже понятно, что оно завершится в пользу истцов. Но эта история стала возможна только потому, что появилась группа сотрудников, которые не стали «голосовать ногами».
Прежде чем писать новый комментарий о борьбе с системой, ответьте себе честно: а как бы вы поступили в этой ситуации? Каждый раз, предпочитая сменить место работы или проживания, вы уменьшаете шансы коллективной борьбы. Политики стран СНГ сводят эти шансы на нет, дискредитируя любые коллективные действия и усиливая общий страх и ощущение беспомощности. На данном этапе требование организовать релокейт, провести забастовку или сделать политическое заявление не приближает изменения, а работает на поддержание существующей системы.
А что делать?
Мы выложили наше письмо на Гитхаб. Если вы поддерживаете нашу позицию, мы ожидаем от вас следующих действий:
- Делайте форк письма, даже если не собираетесь предлагать правки к письму. Если вы не знаете, что такое «форк» и как его делать, обратитесь к вашим коллегам за помощью.
- Распространите этот пост и призыв делать форк нашего письма.
- Напишите комментарий поддержки под этим постом.
Мы призываем IT-сообщество подключиться к редактированию и дополнению текста письма через пулл-реквесты. При этом мы предлагаем следующие правила успешного прохождения ревью пулл-реквестов:
- Не допускаются любые политические заявления в письме.
- Приветствуются дополнения, усиливающие аргументацию письма.
Когда мы наберем более 10 тыс. форков, мы обратимся к Михаилу Мишустину с этим письмом официально.
Если вы хотите нам помочь, то отправляйте заявку на участие в работе нашего профсоюза.
А чем IT-специалисты лучше, чем представители других профессий?
Ничем. В наш профсоюз обратилась инициативная группа учёных, обеспокоенная мобилизацией кандидатов и докторов наук. С помощью депутата Госдумы и нескольких членов-корреспондентов РАН группа составила открытое письмо, чтобы привлечь внимание органов власти к проблеме. Рассчитываем, что подобные письма начнут появляться и в других отраслях, и мы готовы их поддержать. Если вы переживаете за другие отрасли, то лучшее, что вы можете сделать — это дать работникам этих отраслей ссылку на наш бот для обратной связи. Парадокс нашей ситуации в том, что прежде чем объединяться, мы должны сначала размежеваться.