Что отличает небольшую, новую компанию (или даже ИП) от корпорации? Прежде всего, высокая вероятность провала на рынке и, следовательно, банкротства. По российской статистике, только 3-5% всех открывающихся ИП выживают в течение первых трёх лет. А если говорить об IT, то, например, паблик “Типичный программист” пишет, что только 1% выпущенных игр достигает коммерческого успеха. Естественно, абсолютное большинство неудачных проектов приходится как раз на “мамкиных атлантов”, решивших, что идеи достаточно для реализации прибыльного проекта.

Причины провалов разные, но, как правило, сводятся к трём основным:

  1. У организатора не было навыков для реализации проекта
  2. Против стартапа сыграл эффект масштаба (как он играет против всех мелких агентов в экономике)
  3. Организатор и не хотел выходить в прибыль формально - он просто хотел набрать побольше инвестиций и кредитов и по-тихому уехать с бабками в закат.

Но каковы бы ни были причины провала, в случае, если он наступает (а он, как мы видим, наступает почти всегда), тонущий основатель начинает хватать окружающих за ноги и тянуть их на дно, лишь бы самому вернуться на поверхность.

Страдают от этого и работники, которым перестают платить деньги и начинают кормить “завтраками”. Как правило, если “завтраки” начались, то это значит, что проекту кранты, денег нет и не будет, а работодатель уже залез в долги по горло.

Поэтому первый совет для работы с мелкими мутными конторами, стартапами, ИП и прочим: подумать, а нужно ли это вам?

Если в США работнику стартапа, как правило, предлагаются опционы, акции и другие финансовые плюшки, которые позволят вам финансово подняться вместе с самим стартапом (если последнему повезёт), то в России законодательство ограничивает или прямо запрещает такие контракты.

В результате, как и в случае с работой на крупную компанию, вы вынуждены пахать на зарплату, но при этом ещё и разделять все риски работодателя.

С этим связана следующая проблема: чтобы перенести все риски на вас как на работников, работодатель должен оформить вам либо полностью чёрную, либо сильно серую зарплату, либо заключить с вами гражданско-правовой договор, чтобы заодно избавить себя от таких неприятностей как оплата ваших больничных, отпусков и т.д., переложить на ваши плечи обеспечение средствами труда и иметь возможность выкинуть вас на улицу как только запахнет жаренным.

Как правило, в обмен на эти риски вам обещают значительно больший доход, хотя даже и в таких случаях этот доход, бывает, не дотягивает до белой зарплаты хорошего специалиста в крупной корпорации.

Поэтому, опять же, подумайте: нужно ли это вам. В призрачном случае успеха вся прибыль всё равно достанется вашему работодателю, а во вполне реальном случае провала он утянет вас на дно вместе с собой.

Тем не менее, предположим, это всё-таки случилось: вместо денег на карту вам стали приходить обещания. Что делать в таком случае?

Во-первых, не терпеть, а решать вопрос сразу. Практика показывает, что выбить все положенные деньги из обанкротившегося мелкого бизнесмена практически невозможно (в том числе в виду ненадлежащим образом оформленных трудовых отношений). Если повезёт - от вас откупятся одномесячной выплатой. Соответственно, прикиньте сами: получить одну зарплату за полтора-два месяца работы - это не так страшно, как одну зарплату за полгода.

Во-вторых, как и во всех остальных случаях, действовать сообща. Чем больше людей одновременно скажут, что не будут работать, пока работодатель не погасит долги перед работниками, тем больше стимулов будет у владельца быстро решить эту проблему.

В-третьих, ваш оформленный “по-чёрному” договор может стать вашим преимуществом так же, как он является недостатком. С одной стороны, формально работодатель не должен вам платить чёрную часть зарплаты. С другой стороны, если он всё-таки платил её, значит он таким образом уходил от налогов, то есть потенциально он может словить уголовное дело за свои махинации. Так что, если владелец не понимает по-хорошему, можно напомнить ему о его грехах перед государством. Однако, учтите, что положительная реакция органов на ваше обращение - это как правило, свидетельство того, что ваше дело уже стало резонансным, и его не получится замять (например, получив “благодарность” от вашего работодателя за кулисами). Поэтому имеет смысл продумать полноценную кампанию, а не надеяться, что волшебное письмо в прокуратуру всё исправит.

В-четвёртых, хотя стартапер и не рискует своим громким именем (которого у него просто нет), кое-какой толк от публичной кампании всё-таки может быть. Провалив один стартап (но свалив с хорошей долей денег), достаточно наглый человек может через некоторое время всплыть в новом месте с новой “идеей для бизнеса”. Стало быть, от его махинаций в будущем снова смогут пострадать работники и контрагенты. Чтобы исключить такую возможность, имеет смысл “засветить” его имя на порталах с рейтингами контрагентов и работодателей (например, https://antijob.net/), или даже провести серию пикетов, если дело зашло слишком далеко.

И да, сколько бы мамкины илоны маски ни жаловались вам на свою тяжёлую судьбу, предпринимательство по российским законам — это «деятельность, осуществляемая на свой страх и риск с целью получения прибыли». Если работодатель планирует захапать всю прибыль себе, но при этом ещё и свалить все риски на вас, значит наглость позволяет ему ездить на чужих горбах, и ничего хорошего от этого ждать не стоит.

И помните, что где бы вы ни работали, в крупной корпорации или мелкой фирме: организованность и солидарность с коллегами - ваша главная сила.