Информационно-техническое обеспечение экзаменов – не самая главная проблема российского образования. Но она все-же имеет место и мне хочется поделиться, так сказать, «взглядом изнутри» на эту проблему. Сразу оговорюсь, что написанное ниже – всего лишь мой личный опыт работы в одной из школ нашего города (районный центр с населением почти 60 тыс. человек) и я не исключаю, что ситуация в других школах и городах может отличаться.

Для работников школ май – это не только шашлыки, Парад Победы и сирень. Май – это еще и начало экзаменов, ЕГЭ и ОГЭ, которые сдают ученики 11 и 9 классов. В это время на многих учителей ложится дополнительная нагрузка в виде работы организаторами в пунктах проведения экзаменов (ППЭ). Работа эта добровольно-принудительная, и даже если учитель заранее напишет заявление на исключение его из списков работников ППЭ, это вовсе не означает, что его не назначат этим самым организатором, мотивируя данное решение якобы нехваткой людей.

Кроме учителей на ЕГЭ и ОГЭ работают еще и технические специалисты – люди, отвечающие за информационно-техническое обеспечение проводимого экзамена. Как правило, техническими специалистами назначают учителей информатики и инженеров-программистов, но бывают и исключения, которые объясняются нехваткой профильных специалистов. Сам я два года подряд работаю техническим специалистом на ОГЭ, поэтому все, что будет написано далее, актуально именно для ОГЭ. С проведением ЕГЭ ситуация чуть более позитивная, и в плане финансирования, и в плане количества привлеченных к работе специалистов, и в плане организации их работы.

Итак, в обязанности технического специалиста на ОГЭ входит следующее:

  • Подготовка оборудования для видеозаписи в штабе ППЭ и аудиториях сдачи экзамена;
  • Подготовка рабочего места в штабе, а именно обеспечение стабильного интернет-соединения, настройка ПО для сканирования бланков ответов и обмена данными с Управлением образования и Региональным центром обработки информации (РЦОИ) по зашифрованному каналу;
  • Подготовка в аудиториях рабочих станций, необходимых для проведения экзаменов (для воспроизведения аудиофайлов с заданиями и записи устных ответов учеников, для сдачи практической части экзамена по информатике и т.д.)
  • Во время проведения экзамена необходимо обеспечить качественную видеофиксацию данного процесса, безотказную работу всех рабочих станций, а также оказывать техническую помощь организаторам в аудиториях;
  • По окончанию экзамена технический специалист сканирует бланки ответов, сохраняет с рабочих станций файлы ответов и практических заданий, отправляет это все в РЦОИ. Кроме того, нужно сохранить записи с камер видеонаблюдения в аудиториях.

В целом ничего сверхъестественного. Да, работы много и действовать приходится оперативно, но работа IT-специалиста сама по себе подразумевает быструю мобилизацию для решения внезапно возникшей авральной ситуации.

Это все в теории. На практике же мы видим следующее. Централизованной системы видеонаблюдения в аудиториях нет. Видеофиксация экзамена производится при помощи веб-камер, подключенных к ноутбукам, по две камеры в каждой аудитории. Все мои попытки организовать стационарное видеонаблюдение на основе цифрового регистратора и IP-камер за два года не увенчались успехом. Причина банальна: денег нет. И это не жадность или глупость директора школы, денег действительно нет. В этом году на подготовку к ОГЭ в нашей школе было выделено настолько «хорошее» финансирование, что этих денег едва хватило на 5 веб-камер, неоригинальный картридж для МФУ и упаковку из 100 DVD-дисков.

А отсутствие единой стационарной системы видеонаблюдения приводит к тому, что перед экзаменами мне, как техническому специалисту, приходится тратить несколько дней на подготовку ноутбуков и веб-камер и каким-то образом поддерживать это все в рабочем состоянии. Например, 15 аудиторий, задействованных на экзамене – это 30 ноутбуков и 30 веб-камер, а я один и у меня есть еще много обязанностей, кроме видеонаблюдения. Организаторы в аудиториях, зачастую совершенно некомпетентны и создается ощущение, что видят компьютер они впервые. Я их не виню, 60-летней учительнице литературы скорее всего действительно сложно вникнуть в процесс записи устных ответов при помощи программы Audacity. Тут, скорее, вопрос к людям, распределявшим учителей на работу в различных ППЭ. В итоге оказание технической помощи организаторам в аудиториях превращается в выполнение их обязанностей.

Еще один момент – это сканирование бланков ответов. Имеющаяся в школе МФУ с автоматической подачей бумажных оригиналов делает от силы 5-6 сканов в минуту, при том, что бланки исчисляются сотнями. Плюс ко всему, ПО для сканирования не всегда распознает бланк и его приходится пересканировать. Иногда бланк заедает в лотке подачи и заново сканировать приходится уже всю пачку. На это уходят часы, без преувеличения. Я уже не говорю про те 30 веб-камер, которые нужно выключить после окончания экзамена и записи с которых нужно сохранить для дальнейшего копирования на DVD-диски, это всё уже мелочи.

В итоге, придя на работу к 7 утра, технический специалист уходит домой не раньше 19-20 часов вечера, иногда не имея возможности не только поесть, но и просто попить чаю за весь 12-часовой рабочий день. В нашей школе есть лаборант компьютерных классов и, казалось бы, посильную часть работы можно было бы доверить ему, что положительно повлияло бы на производительность труда технического специалиста и эффективность проведения экзамена в целом. Но лаборант не является работником ППЭ и не имеет права находиться ни в аудиториях, ни в штабе.

Да, мне повезло с руководителем и все мои сверхурочные часы компенсируются отгулами и премиями. Хорошо, если во всех школах директора так же идут навстречу своим подчиненным, в чем лично я не уверен. Да, работа организаторов и технических специалистов должна оплачиваться отдельно, но суммы там, как правило, маленькие даже по меркам бюджетников. И можно ли рассчитывать на адекватную оплату своего труда в условиях такой добровольно-принудительной работы без подписания каких-либо договоров и соглашений?

Нам говорят, что информатизация образования – это важное средство повышения эффективности образовательного процесса, а информатизация экзаменов – это залог объективной и беспристрастной оценки знаний школьника. Но о какой эффективности может идти речь, когда вся эта информатизация завязана на практически каторжном труде одного человека? Без нормального финансирования и грамотной организации рабочего процесса не может быть и речи ни о какой эффективности, пора бы уже это признать.