Первое мая – не «праздник весны и труда», а День международной солидарности трудящихся. В 2022 году, когда мир лихорадит от военных конфликтов, особенно полезно это помнить.
Обычно профсоюзы не занимаются политикой, но сейчас мы видим, как политические решения радикально меняют рынок труда, в том числе международный.
В конце прошлого года мы выпускали прогноз о том, что потенциальная военная операция на Украине значительно сузит пространство действий для российских айтишников — границы будут закрываться, часть западных компаний уйдёт из страны.
Прогноз в общем и целом сбылся, но сейчас мы можем его уточнить. Несмотря на то, что часть сотрудников была сокращена или отправлена в простой, найм сотрудников в принципе был заморожен во многих компаниях, и перспективы устроиться на высокооплачиваемую работу в России стали туманными, дефицит айтишников в стране не исчез. Вот только покрывать его собираются особенным образом.
Во-первых, судя по приходящим новостям, рынок хотят наполнить «экспресс-программистами», прошедшими только краткие курсы на платформах типа GeekBrains, SkillBox, SkillFactory и т.п. В каком-то смысле российское ИТ ждёт путь Индии, где таких айтишников производят в промышленных масштабах, и с соответствующим качеством. Мы ни в коем случае не являемся снобами и шовинистами – освоить программирование может каждый. Вот только для серьёзной разработки нужно многолетнее инженерное образование, чего эти платформы не дают.
В любом случае, наполнение рынка низкоквалифицированными работниками приведёт к просадке зарплат. Этот эффект продолжит усиливаться по мере того, как будут сокращаться возможности уехать зарубеж или заниматься аутсорсом для западных компаний. Ведь высокие зарплаты в российском ИТ – это в том числе следствие разницы между зарплатами в нашей стране и на Западе. Если не будет риска исхода специалистов из страны, то не будет смысла держать зарплаты столь высокими.
Ну, а во-вторых, руководство ФСИН недавно обмолвилось, что хотело бы дать возможность трудоустраивать заключённых айтишников по специальности удалённо, прямо из колоний. Причём работать таким образом они будут не на государство, а на частные компании.
Кто-то совсем наивный может сказать: «Но ведь это же хорошо? Хотя бы не придётся лес валить.»
Отвечаем:
В США статистика посадок, а также в принципе «раскрываемости преступлений» вырастает многократно в тех муниципалитетах, которые договариваются отправлять осуждённых в частные тюрьмы, где из заключённых выжимается прибыль. Дело, разумеется, не в том, что в таких муниципалитетах совершают больше преступлений, или что правоохранительные органы там работают тщательнее. Нет, просто частные тюрьмы всеми правдами и неправдами стараются набить свои казематы до отказа, ведь заключённые фактически становятся их бесправными рабами.
Угадайте, что произойдёт в России, если внедрить здесь такую же практику в отношении айтишников. Особенно с учётом того, что платить американские зарплаты государство не собирается, а аналог Google Play сам себя не напишет.
К счастью, сами российские айтишники понимают ситуацию и начинают объединяться. За последние недели число заявок (оставить заявку можно тут) в наш профсоюз выросло многократно, и это очень радует. Чем крупнее и организованнее профсоюз, тем больше у него возможностей влиять на отрасль, в том числе на принятие решений типа тех, о которых мы написали выше.
Возможно, пройдёт ещё пара лет, и мы всё-таки сможем отметить Первое мая, как подобает это делать объединённым и организованным работникам в масштабах страны.