Контекст.
Roblox — это калифорнийская социальная платформа для детей 10-12 лет и подростков, на которой пользователи создают или посещают виртуальные, обычно многопользовательские, игры. Вот данные статистики на конец 2023 года, которые приводятся на официальном сайте платформы:
-
71,5 миллионов активных пользователей игры в день;
-
15,5 миллиардов(!!!) часов работы;
-
2,4 миллиона разработчиков;
-
4,4 миллиона активного опыта.
В 2021 году рыночная стоимость Roblox составила 41 млрд долларов, что равно 7 Ubisoft. Это достаточно крупная платформа, популярная среди детей Америки, которая организовала свою метавселенную и получает уже реальную прибыль. Так прибыль компании в 2021 году была более 1.9 млрд долларов, а в 2023 году уже почти 2.8 миллиарда долларов.
Скандалы в сети
Ещё в 2021 году YouTube-проект People Make Games обвинил американскую игровую и социальную платформу Roblox в эксплуатации детского труда, выпустив видео, где подробно рассказал, как устроены бизнес-процессы в компании. В январе 2022 года TheGuardian публикует статью с заголовком The trouble with Roblox, the video game empire built on child labour. В ноябре 2022 года на Reddit выходит статья с заголовком Roblox exploit kids for money. STOP making content about them. В марте 2024 года на сайте AXIOS выходит статья с заголовком Roblox and Fortnite sued for targeting kids' gaming addictions.
Как же зарабатывает Roblox?
Roblox позиционирует себя как метавселенную, в которой ребёнок может заработать. Roblox внушает ребёнку, что он сделает игру, она выстрелит, и автор устанет деньги считать. Инструменты для создания собственной игры ребёнок получает бесплатно. Однако суровая реальность в том, что игру ты создать сможешь, но как о ней узнают? Вот тут начинается самое интересное. Нужно купить внутреннюю валюту Robux и заплатить за продвижение игры во внутреннем аналоге App Store.
И вот мамкин пирожочек создал классную игру, и уже не так важно, что Roblox возьмёт 30% от каждой транзакции на платформе. Получил свои первые Robux. И тут ребёнок узнаёт, что минимальный вывод — 100 килоRobux (1000$). Ребёнок осознаёт, что, вполне возможно, такую сумму не наберёт (конечно, когда игр на платформе чуть больше, чем дофига, и выходят новые), решает продать эти фантики. Вот тут самая мякотка, курс на продажу отличается почти в 3 раза (то есть продать 100к Robux можно не за 1000$, а за 350$).
В лагерях горнодобытчиков во времена золотой лихорадки было аналогично! Рабочим платили векселями, которые можно было потратить только внутри лагеря. Таким образом работники становились зависимыми от компании. В конце, конечно, всё это признали незаконным.
И тут у неравнодушных граждан могут возникнуть вопросы:
-
На кого работает мой ребёнок?
-
Чем ему за это платят?
-
(признанный иноагентом Дудь врывается в чат) Сколько он зарабатывает?
-
Будет ли у него отпуск и больничный?
Хорошо ли, что дети так рано познают все прелести современного экономического уклада, а главное, в настолько безжалостной форме?
Заключение
Как и во времена золотой лихорадки, основную прибыль получают владельцы заводов-газет-пароходов и «продавцы лопат», а дети вынуждены принимать их правила игры. Но мы дожили уже до того, что в самой развитой стране мира эксплуатации подвергаются дети, некоторые из которых ещё не закончили первую ступень школьного образования.
И если вам кажется, что прежде всего родители должны разбираться в том, во что играют дети, то тут всё непросто. Чтобы разобраться во внутренней системе Roblox, у профессиональных игровых журналистов ушло более 5 месяцев кропотливой работы. Что сможет понять человек, далёкий от игровой индустрии или не сильно подкованный в экономике? Тем более, бороться с корпорацией может только другая корпорация или государство. Необходимо на уровне государства вводить ограничения на подобные метавселенные для защиты детей, ведь дети — наше будущее.