Послевыборные события в Беларуси показывают, помимо прочего, силу организованного сопротивления трудящихся. Когда радикальная фаза протестов на улицах стихла, в дело вступили профсоюзы и просто организованные коллективы на крупнейших заводах страны: БелАЗ, БМЗ, Беларуськалий, МТЗ и другие.
Бастующие заводы вынудили приехать к ним самого Лукашенко. Неудивительно, ведь пока такое крупное производство стоит, владельцы теряют колоссальные прибыли. Если не уговорить рабочих продолжить работу, в целой отрасли может наступить коллапс.
Пока неясно, смогут ли протестующие вообще и работники заводов в частности добиться своего - то есть, отставки Лукашенко. Но точно известно, что в истории было полно случаев, когда общенациональная забастовка приводила к отставке правительств и высших лиц государств. Например, во Франции 1968-го года, когда под давлением общественности Шарль де Голль сначала назначил перевыборы, а через год был вынужден уйти в отставку.
К протестам, кстати, присоединился и белорусский профсоюз IT: ребята участвуют в сборе средств для забастовочного фонда, оказывают информационную и агитационную поддержку, а в дни, когда Интернет в республике сбоил, помогали обходить блокировки правительства.
К сожалению, у некоторых из протестующих к вполне справедливым требованиям о честном подсчёте голосов примешиваются типичные либеральные иллюзии. Например, вот что пишет одна из участниц профсоюзного чата IT:
“… Я хочу, чтобы в городах строилось современное жилье по европейским стандартам, а не сраные муравейники, хочу, чтобы города развивались и у нас уменьшалась в городах автомобилизация. Чтобы бизнес не боялся здесь что-то начинать. Чтобы медицина развивалась: есть операции, которые в частном делать просто нельзя, а в государственной очереди на года. Чтобы образование развивалось, сейчас это совок просто. …”
Ненависть беларусов к бюрократии можно понять: тот же профсоюз IT там не дают зарегистрировать ещё с 2018-го года именно из-за чиновничьих препон.
Однако важно понимать, что дерегуляция рынка для бизнеса - это именно то, что бьёт по трудящимся в первую очередь. Например, такое невинное на первый взгляд требование как “бизнес не должен бояться здесь что-то начинать” на практике означает, что бизнесу нужно дать право увольнять сотрудников без предупреждения и объяснения причин, не соблюдать нормы пожарной безопасности, ослаблять санитарные нормы, игнорировать технику безопасности и т.д. Ведь всё это приводит к дополнительным расходам предпринимателей, у которых на старте и так денег нет.
Интересно, что в относительно благополучных странах Европы (например, во Франции) рынки как раз наоборот сильно зарегулированы. Но зарегулированы именно в результате многовековой борьбы рабочих за свои права и против произвола работодателей.
Не нам, конечно, указывать, но для полной последовательности тем беларусам, которые выступают за “европеизацию” страны, следовало бы агитировать не за дерегуляцию рынка, а наоборот - за его регуляцию в пользу большинства населения.
Один конкретный пример: сейчас в Беларуси действует контрактная система, при которой работник не может просто так уволиться с текущего места работы. Несомненно, это регуляция, и несомненно, что это злит работников, превращает их “наёмный труд” де-факто в полу-рабство. Но если этот аспект просто дерегулировать, то есть, позволить и работнику, и работодателю в любой момент разрывать трудовой договор, как это устроено, допустим, в США, то это ударит в первую очередь по работникам. Для бизнеса, тем более крупного, не так страшна возможность потерять работника - почти всегда есть возможность его кем-нибудь заменить. А вот для работника, который, как правило, живёт от зарплаты до зарплаты, внезапное увольнение буквально может грозить голодной смертью. Поэтому очевидно, что целью профсоюза здесь логично сделать не дерегуляцию, а обратную регуляцию. Например, вариант, когда работник может в любой момент покинуть работодателя (может быть, с небольшой отработкой, но в любом случае без штрафа), а вот работодатель не может просто так уволить работника - только за серьёзный проступок, а если требуется увольнение по сокращению/ликвидации компании, то с выходным пособием.
В любом случае, всячески приветствуем смелость белорусских товарищей в отстаивании их прав, и желаем им добиться справедливости.