Всем привет, я продакт в IT. С 2018 года работала на должности менеджера продукта в банках, логистике, маркетинге, онлайн-образовании. Мне есть чем поделиться из трудового опыта.

Рынок труда последние два года сильно изменился. Хотя много кто из компаний и СМИ говорит о кадровом голоде, но по факту найти действительно хорошую работу стало сложнее. Компании используют для своей выгоды нечёткость законов в трудовом праве, правоприменительная практика в судах страдает. Законы на бумаге есть, а на практике суд может ими не руководствоваться.

Я бы не поверила в такое, если бы сама на практике не столкнулась с этим. Расскажу об АНО ЦРП, это компания «Лайк Центр» печально известного Аяза Шабутдинова.

Опустим события, после которых самого Аяза Шабутдинова посадили в СИЗО. Опыт взаимодействия с его компанией я получила до этого, ещё весной 2023. Откликнулась на вакансию «Руководитель образовательного продукта» с вилкой зарплаты 250 000 – 400 000 руб., вполне рыночные условия для моей позиции и опыта. Начала общение с HR, которая, рассмотрев моё резюме, предложила групповой звонок с руководителем (когда на созвоне присутствует несколько кандидатов).

Я, конечно, была сильно удивлена, что групповое собеседование проводится на управленческую должность. Обычно их проводят для линейных должностей: операторы колл-центра, менеджеры по продажам и так далее. Ну, мало ли, какие обычаи там приняты, я согласилась.

До группового собеседования дошли не все: кому-то это тоже показалось странным, люди отказались участвовать в дальнейшем отборе. Нас было 4 человека, руководитель представилась и рассказала о вакансии и требованиях к кандидатам, тут тоже меня ничего не насторожило. Потом попросила по очереди рассказать о себе, после этого в режиме реального времени дала тест.

Вроде ничего необычного, но есть нюанс. По результатам этого этапа мне сказали, что я себя очень хорошо показала и руководитель приглашает меня на следующий этап — бесплатную (!) трёхдневную стажировку, которая при успешном прохождении оплачивается и входит в зарплату.

Тоже странновато, согласитесь? Какая бесплатная стажировка на управленческую должность? Но тут я тоже согласилась. Меня добавили в общий чат с другими руководителями, со всеми познакомили. Мне прямо в общем чате давали задачи — то есть с первого дня стажировки я фактически приступила к рабочим обязанностям. В качестве доказательств этого я сохранила весь чат и документы, которые мне выдали для работы и которые я сделала.

Также внимание: мне в первые же дни стажировки выдали базу клиентов премиальных программ за всё время работы компании, где было около 3 000 контактов людей, которые платили за программы от 1 до 5 млн (!). Выдали базу просто так, без подписания NDA, никакие документы на тот момент я ещё не подписывала.

На третий день мне торжественно сообщили, что стажировку я прошла и мне готовы сделать оффер. Вот тут началось самое интересное! Мне в тот же день прислали оффер на сумму 70 000 и с оформлением на ИП.

На вопрос, почему такая разница в зарплате в вакансии и оффере HR передала слова руководителя: «У нас такая классная компания, что многие вообще бесплатно готовы работать, и многие высококвалифицированные специалисты идут на начальные должности, чтобы вырасти у нас». Я отказалась от таких условий, написала заявление о принятии меня на должность, на которую я прошла все этапы отбора. Заявление было проигнорировано генеральным директором Василием Алексеевым (объявлен в федеральный розыск как соучастник по нескольким уголовным делам). Пришлось защищать себя в суде.

Я была просто в шоке от такой наглости и обмана. Думаю, столкнувшись с сокращениями в компаниях после начала СВО и уменьшением числа открытых позиций, от безысходности кто-то действительно мог согласиться на такие условия. Но налицо и нарушение трудовых прав: фактически я прошла отбор, приступила к работе, получила оффер, получила даже базу данных со всеми премиальными клиентами. Суд удовлетворил требования частично, с восстановлением на работе и выплатой зарплаты за 3 рабочих дня. Хотя, если восстанавливать, то по закону — по день заседания. Сейчас дело в апелляции.

Пообщавшись с сотрудниками, я поняла, что все они оформлены как ИП, а не по ТК РФ, как указано в вакансиях. Как итог, очень печально, что закон по факту не защищает работника как слабую и зависимую от работодателя сторону, хотя должен. Компании этим активно пользуются в своих интересах, а работникам нужно быть более информированными о реальном положении дел внутри таких компаний. C ушлыми компаниями просто лучше никак не связываться и предупреждать об этом как можно больше людей.

Объединяйтесь.