В конце января в нашего бота обратной связи обратился айтишник с необычной ситуацией. Он был «сверхзанят» на трёх аутстафф-работах: на основной по трудовому договору и ещё на двух через ИП. В какой-то момент основной работодатель узнал о других работах сотрудника и потребовал уволиться по собственному желанию. Мы предложили действовать по нашему стандартному сценарию для таких случаев и перевести трудовой конфликт в юридическую плоскость, отправив письмо генеральному директору. Это подействовало на работодателя, и работнику удалось договориться о выплате выходного пособия в размере зарплаты за 1 месяц. Принуждение к увольнению по собственному желанию — самый распространённый случай нарушения трудовых прав, с которым мы сталкиваемся. Но сегодня хотим рассказать о проблемах, с которыми сталкиваются сверхзанятые. Для этого мы пообщались с двумя IT-специалистами, Андреем и Артёмом.

Что вообще такое сверхзанятость?

«Сверхзанятость» или «чрезмерная занятость» (overemployment) — термин, пришедший к нам из западной IT-культуры и обозначающий занятость минимум на двух удалённых работах. Такой формат стал особенно популярным во времена пандемии, когда многие компании интенсивно нанимали удалённых работников. Под сверхзанятостью подразумевается работа в пределах 40-часовой рабочей недели, а не переработки. Такое возможно, если быстро справляться с поставленными задачами на первой работе, а оставшееся время выделять на задачи со второй работы. Этой теме посвящён тред Reddit r/Overemployed и одноимённый сайт с практическими советами.

Профсоюз ИТ: Что привело к сверхзанятости вас как специалистов?

Андрей: Я работал девопсом в команде .NET-разработчиков с перспективой самому стать разработчиком. Но «девопсячьих» дел было столько, что до разработки добирался только поздно ночью. Полтора года я каждый день учился по ночам, спал по 4 часа и досыпал немножко днем по полчасика. Сам в шоке, но я так жил. Однажды я обмолвился товарищу, что хотел бы попробовать написать реальное приложение и было бы здорово найти заказчика с небольшим проектом. Так я смог бы получить реальный опыт и дополнительный доход. Не прошло и месяца, как мне позвонил его брат. Попросил написать Telegram-бота и аналитическую систему для торговли акциями. Я справился с этим проектом за 3 месяца, а после завершения понял, что иметь второй независимый источник дохода — весьма неплохо. Потом, уже имея опыт двух работ, я целенаправленно искал вторую работу по ГПХ/ИП и довольно быстро её нашёл.

Артём: Я развёлся в конце 2022 года. Уровень дохода, который был выстроен в браке, просто сам кричал мне о 2+ работах.

Профсоюз ИТ: Какие цели вы преследовали, когда начинали так работать?

Андрей: Основное, конечно, деньги. Что поделаешь — когда живёшь в Москве, у тебя семья, двое детей и ипотека. Ещё до февраля 2022 года считал, что нужно минимум 300 000 рублей на культурную жизнь для всей семьи. Чтобы не просто существовать, а ходить всей семьёй в театр, цирк, на какие-то исторические, спортивные и другие мероприятия. Сейчас для этого нужно ещё больше.

Артём: Цели простые — заработок. С идеей использовать ресурсы дальше, так как работать разработчиком вечно желания, конечно, нет.

Профсоюз IT: Долго ли вы работали в таком режиме и делаете ли перерывы?

Андрей: Проработал так 9 месяцев, но на второй работе контракт не продлили. Там сменился тимлид, и я не нашёл с ним общего языка. Сделал вынужденный перерыв, но уже ищу новую работу.

Артём: Недолго, всего 6 месяцев. Сейчас у меня первый перерыв. Рассчитываю, что он продлится 2 – 3 месяца. Считаю, что отдых и перерывы — это очень важно. Однако всё зависит от проектов. Можно работать хоть на четырёх работах, если загрузка на проектах позволяет, а можно упахиваться на одной.

Профсоюз IT: Сталкивались ли вы с какими-то проблемами? Например, юридическими или бытовыми?

Андрей: Поначалу работал по 10–12 часов, но постепенно вернулся к стандартным 8 часам. Ещё при поиске работы HR частенько интересуются, почему хочу работать по ИП или ГПХ. Не сказать, что это проблема: я просто отвечаю, что рассматриваю вариант релокации.

Артём: Выгорания не было. В декабре 2023 года было достаточно сложно совмещать режим — зал, отдых, 2 работы и отношения, поэтому крайне важно быть в балансе и в фокусе.

Профсоюз IT: «Сбер», «ВТБ», «Озон» и другие бигтех-компании РФ ограничивают право работников на предпринимательскую деятельность. Знаем это от людей, которые там работают. Компании объясняют это «‎конфликтом интересов». Если при найме обнаружат открытое ИП, то попросят закрыть. Доводилось ли получать отказ при найме из-за открытого ИП?

Андрей: Да, банки часто просят закрыть ИП, поэтому туда и не иду. Но выбор работодателей пока ещё большой, и банки можно просто игнорировать.

Артём: Да, все верно, такая проблема действительно есть. Мне приходилось получать отказы по этой причине. Но всё зависит от целей. Лично у меня нет цели работать в каком-то бигтехе как внутренний сотрудник. Сейчас многие аутстафф/аутсорс-компании дают возможность работать как вендор на проектах бигтехов. Более того, если всё же хочется работать в бигтехе, то есть вариант открыть ИП уже после трудоустройства. По закону у компаний нет права отказывать кандидатам из-за открытого ИП или ведения бизнеса на стороне. Но им проще отказывать вообще всем кандидатам, чем проверять, не присутствует ли конфликт интересов.

Профсоюз IT: Как в эпоху таких сервисов как HeadHunter, «Хабр Карьера», когда резюме открыто и доступно для всех, получается скрывать наличие других работ при найме?

Андрей: Просто пишешь основное место работы в резюме. Можно написать вместо основного второе, в зависимости от того, какое кажется ценнее. Но могут попросить выписку из трудовой, поэтому лучше, чтобы информация совпадала с трудовой. Но даже если не так, опыт проверяют очень редко.

Артём: Я скрываю резюме от компаний, в которых работаю. Один раз у меня был кейс, когда я в открытую сказал, что поддерживаю свой навык прохождения собесов. Думаю, что аутстафф/аутсорс-компании к этому нормально относятся, так как им выгодно, если разработчик умеет проходить собеседования. Если проект заканчивается, то человека проще устроить на новый проект, потому что на собеседовании он хорошо себя покажет.

Профсоюз IT: Используете ли вы специальные устройства, которые облегчают работу с несколькими компьютерами? Например, есть клавиатуры и мыши, которые можно подключать к нескольким ПК и быстро между ними переключаться.

Андрей: Нет. У меня просто два ноутбука. Люблю мобильность. Взял их с собой и в любое время можешь поработать.

Артём: Я пользуюсь iMac и MacBook. У них есть функция подключения мыши и клавиатуры к нескольким устройствам. Apple вообще в плане совместной работы прекрасно устроена. Хотя есть компании, где можно работать только на выданной технике. Но их я пока намеренно избегаю.

Выводы

Сверхзанятость представляет собой интересный феномен. Люди и раньше работали на 2-х и более работах. Но возросшая популярность удалённой работы позволяет это делать большему числу людей. Этот тренд свидетельствует о нескольких важных моментах:

  1. Современные работники могут работать менее 8 часов в день, сохраняя при этом уровень заработка и не нанося ущерба бизнесу.

  2. Для семей с детьми необходима сумма, значительно превышающая среднюю зарплату, чтобы обеспечить комфортный уровень жизни. Подчеркнём, именно для комфортной жизни, а не просто для выживания.

Улучшение условий труда, таких как сокращение рабочего дня, возможно только через коллективные действия. Объединяйтесь.