Дата 21 сентября 2022 года оказалась очень значимой для всей IT-индустрии. В этот день началась мобилизация в РФ. Тогда же появляется чат о мобилизации IT-специалистов для предоставления им отсрочки. По легенде этот чат был организован волонтёрами, однако до этого они занимались льготами и грантами в IT.

В чате активно разбирали вопрос предоставления отсрочки для IT-специалистов, а самые сложные случаи передавали напрямую министру Минцифры Максуту Шадаеву. Да и сам министр периодически отписывался в этом чате.

Видимо, на волне успеха этого чата его создатели решили организовать НКО «MIT — Мы ИТ», которое будет защищать всех айтишников и заниматься продвижением разумных инициатив. Кажется, вот он, идеальный пример взаимодействия бизнеса (организаторы чата — владельцы стартапов), государства и IT-специалистов. Все в выигрыше!

Но на практике такие объединения в итоге превращаются в продвижение интересов бизнеса, а иногда и государства, в ущерб интересам сотрудников. В этой статье мы объясним, почему такие объединения не могут существовать по тем принципам, которые они декларируют, и почему IT-специалистам всё еще нужен профсоюз. Но сначала разберём, что такое профсоюз.

Для кого эта статья? Для тех, кто хочет разобраться, что такое профсоюз и почему невозможно сделать организацию для всех.

Что такое профсоюз

Профессиональный союз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Принципиальный момент для союза работников — общие интересы участников. Это будет важно в дальнейшем повествовании.

Какие цели ставит перед собой профсоюз? Цель нашего союза указана на сайте, в разделе «О нас»: «Цель объединения — коллективная защита наших прав и интересов». Профсоюз — это коллектив, созданный для отстаивания прав работников.

Средства достижения цели у объединения бывают разные: разговоры «по душам» с работодателем, написание писем, защита интересов в суде, забастовки и т.д. Применять эти средства будут сами работники, потому что члены профсоюза не полагаются на чью-то добрую волю и обещания поддержки. Нужно учиться действовать сообща. Это позволяет союзу быть независимым от работодателей и эффективнее добиваться соблюдения трудовых прав.

Отдельно скажем, чем профсоюз не является и какую деятельность не поощряет. Объединение работников:

  1. Не продвигает интересы бизнеса. Это ведёт к конкуренции между сотрудниками разных компаний и к дискредитации идеи объединения людей по профессиональному признаку.
  2. Не приветствует индивидуальное решение конфликтов, так как это разобщает работников и даёт работодателю возможность выбирать «любимчиков», которых можно «прикармливать» и использовать для продвижения собственных интересов в коллективе.
  3. Не принимает в свои ряды предпринимателей и сотрудников с правом поставить подпись под документом об увольнении. Их интересы противоположны интересам работников. Там, где рядовой сотрудник хочет получить премию за хорошую работу, предприниматель хочет нарастить прибыль. Он скорее потратит деньги на расширение бизнеса, а если денег нет, может сократить расходы на работников.

Краткая история MIT

Идея создания «профсоюза» в IT-сфере «сверху» появилась задолго до начала СВО. Например, еще в августе 2021 года гендиректор АНО «Россия — страна возможностей» (создана по инициативе президента России Владимира Путина) Алексей Комиссаров говорил о проведении хакатонов: «Глобальной целью конкурса является создание культуры IT-сообщества за счёт продвижения лучших участников, а также формирования соревновательной и неформальной атмосферы на мероприятиях. Мы хотим создать фактически IT-профсоюз!»

Позже ему вторил заместитель директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК — объединение крупнейших игроков российской интернет-отрасли) Сергей Гребенников: «Я хочу отдельно отметить, что одна из ключевых миссий «Цифрового прорыва» — это развивать ИТ-сообщество в России, формировать отраслевой профсоюз».

Пророчество о профсоюзе Касперской При подготовке этой статьи мы обнаружили на «Хабр Q&A» занятный тред трёхлетней давности, посвященный вопросу о том, почему в России нет IT-профсоюза. Один из комментаторов оставил почти вещий комментарий:

В марте 2022 IT-сообщество обеспокоилось оттоком кадров. Директор РАЭК Сергей Плуготаренко вернулся к идее объединения: «РАЭК подготовила ряд решений по поддержке и удержанию IT-специалистов (в том числе самозанятых). Одной из ключевых мер является запуск цифровой платформы с рабочим названием «IT-Профсоюз», которая станет агрегатором для IT-специалистов и навигатором по мерам поддержки».

И вот, совершенно внезапно, 26 марта создается телеграм-канал «Гранты и льготы для IT». Создаёт его Евгений Титаренко — CEO сколковского стартапа BenefittY:

Второй администратор сообщества — Семён Теняев, основатель другого стартапа Сколтеха TenChat и по совместительству основатель всероссийского бизнес-центра.

Уже 22 апреля к группе подключается сам Максут Шадаев, министр цифрового развития, который периодически лично отвечает на вопросы пользователей сообщества:

21 сентября появляется сообщество «MIT — Мы ИТ», которое изначально называлось «Мобилизация и аккредитация IT». Цель группы — помощь при мобилизации. Создатель группы — также Евгений Титаренко:

В дальнейшем сообщество было преобразовано. Теперь заявляется, что в нём будут обсуждаться «разные актуальные темы в области развития ИТ-технологий»:

Почему «Мы ИТ» не профсоюз?

Изначально слово «профсоюз» предлагалось пользователями в вариантах названия сообщества. Это говорит о том, что многие люди не понимают назначения профсоюза. При этом сами создатели группы «Гранты и льготы для IT» пишут, что не делают «очередной профсоюз»:

Для нас важнее разобраться, что отличает это объединение от профсоюза и что же предлагается в качестве «принципиально новой» организации.

Объединение хочет усидеть на двух стульях: с одной стороны, собрать сообщество руководителей и предпринимателей, а с другой — создать «общественное движение, куда мы все уже фактически входим».

Эта формулировка вызывает вопросы. Предположим, что собственник решает закрыть бизнес по причине низкой прибыли. Как это решение может быть в интересах сотрудников, которым нужна эта работа? Сильные профсоюзы могут не просто препятствовать закрытию предприятий, но и восстанавливать их работу. Это редкий случай, но противоречие между собственником и коллективом есть всегда, и оно проявляется по-разному. Например, вам назначают начальника, который вам не нравится, но вы должны работать именно с ним. По этой причине 70% сотрудников недовольны своим руководством в компаниях, ведь собственник назначает руководство для получения прибыли, а вы заинтересованы в работе на компанию.

На чьей стороне будет сообщество в случае конфликтов, описанных выше? В чьих интересах создаётся это сообщество? В сложных экономических условиях интересы работников и работодателей неизбежно приходят в острое противоречие, и в этом случае придётся выбрать что-то одно. В начале мы говорили об общих интересах участников профсоюза, но по факту это объединение — попытка собрать людей с разными интересами.

Сообщество MIT не может быть нацелено на коллективную защиту прав работников. Обещание «каждый будет услышан» невозможно выполнить на практике. На момент написания этой статьи в группе «MIT» — 26 тыс. участников, в «Грантах и льготах» — 14 тыс. Чтобы обрабатывать обращения такого количества людей, необходима целая команда с полной занятостью. НКО вряд ли может себе такое позволить. Более того, чат MIT закрывается и открывается по решению администрации, на которую никак не повлиять. Это противоречит идее, что «каждый будет услышан».

MIT работает по принципу, что есть администрация, которая обладает особыми возможностями: может призвать в чат министра цифрового развития или провести встречу в правительстве. И есть остальные участники. Организации, которые в своих решениях опираются только на нескольких лидеров, быстро коллапсируют, если с этими лидерами что-то случается.

Профсоюз строится на иных принципах: участники обладают равными правами и равными возможностями. Это позволяет профсоюзу отстаивать условия труда своих участников и сохранять независимость.

Чем опасен отечественный MIT

Бесспорно, у MIT есть плюсы:

  1. Попытка наладить открытый диалог между властью, бизнесом и работниками.
  2. Канал связи с Максутом Шадаевым.

Но есть и минусы:

  1. Несмотря на декларируемую открытость и прозрачность сообщества, ничто не помешало администрации создать закрытый чат для директоров фирм, где, видимо, обсуждаются вопросы, в которые не положено посвящать простых смертных.
  2. В объединении нет демократии: как администрация решила, так и будет. Выборность администрации также отсутствует.
  3. Хотя сообщество и позиционируется как «общественное движение», от участников не ожидается никаких реальных действий, только общение в чатах. Создаётся иллюзия, что достаточно просто задать вопрос, а там наверху всё решат.
  4. MIT не нацелено на защиту трудовых прав, но спекулирует на негативном отношении к профсоюзам. Вероятно, чтобы не отталкивать от себя бизнес.

Оба сообщества продвигают интересы бизнеса. «Гранты и льготы для IT» специализируется на получении инвестиций, грантов и налоговых поблажек для предприятий, что и следует из названия. «MIT» же поднимает темы обратной релокации, отсрочек от мобилизации, аккредитации IT-компаний и обучения работников. Это сообщество озабочено тем, что бизнесу по разным причинам не хватает квалифицированных кадров. Частично эти темы пересекаются с интересами сотрудников и косвенно влияют на их благосостояние. Однако в этом списке нет целого ряда проблем, которые волнуют людей, исходя из данных нашего опроса:

Почему нужен именно профсоюз, а не абстрактное объединение айтишников?

Рассмотренные в статье сообщества не занимаются защитой прав сотрудников. В лучшем случае, они играют роль информационного агентства. В худшем — отвлекают работников от собственных проблем, подменяя проблемами бизнеса. Кроме того, создается иллюзия, что проблемы работников кто-то решит за них.

Профсоюзы — это единственное в истории средство, с помощью которого работники разных сфер экономики добивались изменения баланса сил на предприятиях и даже в странах. Во Франции такие объединения уже один раз добились отмены пенсионной реформы и пытаются сделать это снова. В России реформе почти ничего не помешало. Профсоюз предполагает активные действия, а не пассивное ожидание ответов и решений «сверху».

Мы не считаем, что MIT — плохое объединение, но не верим в возможность существования организации, идеальной для всех. В любой компании есть противоречия между собственником, заинтересованным в получении прибыли, и его сотрудниками, заинтересованными в работе на предприятии. Эти противоречия могут нивелироваться при благоприятной экономической ситуации, но в кризисы они всегда дают о себе знать.

Если MIT — это новая организация для продвижения интересов бизнеса, то это хорошо. Но не нужно прикрываться общим благом для всех. Если у собственников бизнеса есть свои организации для отстаивания своих интересов, то и у работников должны быть профсоюзы для отстаивания собственных.

Мы — профсоюз ИТ, мы на стороне сотрудников!

Профсоюз работников IT (заявка на участие в работе):