Один из активистов нашего профсоюза как-то затрагивал тему, почему важно понимать, как зарабатывает твоя компания. Важно, потому что и сотрудники, и клиенты компании являются источниками прибыли для её собственников. Если собственники компании пытаются извлечь сверхприбыль из своих клиентов, они будут извлекать её и из сотрудников. Игровая индустрия — яркое подтверждение этого тезиса. Среди IT-специалистов игровая индустрия больше других IT-отраслей «знаменита» своими кранчами, переработками и выгоранием сотрудников. И это закономерный итог, потому что издатель стремится к получению максимальной прибыли. Потому за последнее десятилетие разработчиков игр всё больше вынуждают использовать психологические ухищрения для выкачивания как можно больше денег из игроков. Тему кранчей в геймдеве мы уже освещали в предыдущей заметке. В этой рассмотрим способы извлечения прибыли из геймеров.

Лутбоксы

Начнëм с самых обсуждаемых приёмов.

Лутбоксы — как много радости для издателя в этом слове. Интуитивная механика: платишь реальные деньги и получаешь случайные игровые предметы, насколько хватит щедрости издателя. Кто-то возразит: «Не хочешь — не плати». Но в играх с лутбоксами или, как выразились EA Games на встрече с Комитетом парламента Великобритании, с «сюрприз-механиками» создаются такие условия, которые вынуждают игрока со временем всë пристальнее смотреть в сторону покупки лутбокса. Среди этих условий — медленная прокачка в игре, уникальные предметы из платных лутбоксов, без которых игрок чаще проигрывает, а также увеличенное количество выпадаемых предметов. Но даже увеличение количества предметов в купленной коробочке не означает, что там попадëтся нужная вещь. Шанс выпадения действительно стоящих предметов специально занижается, и можно спокойно спустить месячный бюджет в надежде заполучить нужного футболиста в FIFA или скин оружия в CS:GO, но так и не приблизиться к этой цели. Кроме того, эта механика провоцирует лудоманов, людей с психологической зависимостью от азартных игр.

Лудоманам врачи запрещают играть в казино и делать ставки у букмекеров. Запуская игру, человек может и не знать о встроенных лутбоксовых механиках. Эти механики изначально могут отсутствовать на первых неделях после релиза, но добавляются с обновлениями уже после выставления оценок игровыми журналистами. Проблема тут заключается в том, что ограничения по возрасту и предупреждение о наличии таких механик не делаются и не предусматриваются в большинстве стран мира, чем и пользуются издатели. Они наживаются на людях с психологическими проблемами и детях, которые в силу возраста не заботятся о родительских деньгах. К счастью, в последние годы наблюдается движение в сторону ограничений лутбоксов в играх.

Мобильные free-to-play игры

Вот где только ухудшение ситуации, так это в мобильном секторе. Люди, далёкие от игровой индустрии, представляют, что будут работать в студии, которая разрабатывает большие игры. Куда выше вероятность попасть в студию к разработчикам мобильных игр, тем более в странах СНГ. При успехе free-to-play мобилки издатель заработает больше денег за более короткий срок и с меньшим бюджетом. И это заработок не на добровольных донатах от довольных игроков. В платных мобильных играх всë понятно: покупаешь игру и наслаждаешься игровым процессом, если издатель не добавит механик из бесплатной модели. Более популярна условно-бесплатная модель распространения. В этом случае вероятность спонтанной установки намного выше. В первый час-два такая игра объясняет механики, показывает себя с лучших сторон, но спустя десяток уровней перед игроком ставят барьер, который замедляет игровой процесс или вовсе не пускает дальше.

Инструментов замедления множество: сложный уровень, ограничение действий, кончились жизни, низкий уровень героя, нужен игровой предмет, затянутое время постройки здания и так далее. Игрок встаëт перед выбором: посмотреть рекламу, выключить игру и зайти позже или же купить игровую валюту за реальные деньги, за которые обходится барьер. При этом первый раз некоторое количество валюты дают бесплатно, чтобы игрок ощутил, как легко преодолевается ограничение. С этого момента на экране начинают регулярно всплывать объявления о скидках на валюту: «вот-вот закончится», «успей сэкономить». К этому психологическому приëму добавляется ещё один: количество купленной валюты нельзя потратить без остатка. Всегда в кошельке остаётся мелочь, на которую ничего не купишь. И это уже крючок, который заставляет думать: «Как же так, заплатил 449 рублей за 900 кристаллов, а ещё осталось 3 кристалла. Это что же, переплатил? Докуплю-ка ещë и потом потрачу без остатка». Потом будет то же самое. К этому добавляется то, что валюта, как правило, не одна. Например, золото расходуется на жизни, серебро на энергию, кристаллы на предметы и так далее.

Чем больше целей и показателей, тем больше валют, тем больше «крючков». Зачастую в игру вводятся социальные взаимодействия: друзья, соревновательные элементы, таблицы лидеров. В этом случае все психологические приëмы усиливаются за счëт взращенного в нас обществом желания быть лучше других или, как минимум, страха быть хуже других. Сравниваешь достижения других игроков, их персонажей и, чтобы их превзойти, «всего-то купи вот эту броню». Естественно, это порождает всë большую гонку. Когда человек считает, сколько он потратил в этом месяце на игру, включается психологическая защита. Он оправдывает себя, что «это интересная игра, на неë не жалко», «да уже и так много денег потратил, что же, теперь бросать?», «сейчас нельзя бросать, я скоро достигну n-ной строки лидерства» и так далее. Ладно ещё, если бы эти игры способствовали развитию реакции и пространственного мышления, как те же шутеры. Так нет, часто уже через месяц игра начинает «играть сама в себя», и от игрока требуется нажимать пару кнопочек и покупать условные ускорители построек. В таких играх, как у самурая, — нет конечной цели, только путь, так как получить все «достижения» и «улучшения» невозможно. Или опустеет кошелëк, или разработчики добавят в игру новые предметы и уровни. К слову, лутбоксы в мобилках так же распространены, как и в других играх. Больше про тренды монетизации в мобильных играх можно прочесть тут и тут.

MMORPG

Если вернуться обратно к большим играм и присмотреться к сетевым многопользовательским проектам, то на бесплатных серверах применяются приëмы, описанные выше. Но даже на платном сервере с подпиской дела обстоят не лучше. В World of Warcraft и подобных MMORPG существуют свои «крючки»: они менее заметные и оттого более коварные. Задания в таких играх никогда не кончаются, чтобы постоянно оставалось чувство незавершëнности, чтобы была мотивация снова и снова возвращаться в игру. Даже при полном прохождении сюжетной линии остаются еженедельные и ежедневные задания, которые выполняются для повышения своего рейтинга, получения определëнного предмета и так далее.

Зачастую такие игры поощряют социальное взаимодействие между игроками: объединение в кланы, совместное прохождение боссов подземелий, которых в одиночку или маленькими группами победить почти невозможно. Это порождает социальные связи, которые иногда даже крепче, чем в реальной жизни. Человек надолго привязывается к отдельной игре, иногда на годы. Пусть такие связи помогают расширить границы общения, но проблема ещё и в том, что социальное взаимодействие является ещё одним крючком для внутриигровых покупок. Механики игры настраиваются таким образом, чтобы затраченное усилие поощрялось в правильном размере и по нужному таймингу. Разрабатывая баланс поощрений и наказаний в том же WoW’е и Diablo 3, геймдизайнеры прибегали к исследованиям в области психологии, чтобы игровой процесс вызывал желание больше времени проводить в игре.

Иногда такие игровые механики способствуют подсаживанию в дофаминовую ловушку. Все эти приёмы применяются не в отдельных секторах индустрии, а скорее наоборот — игры без таких приёмчиков являются исключением.

Одиночные игры

К одиночным играм можно ещë добавить платные дополнения. DLC — это новый контент для фанатов игры, но иногда эти дополнения представляют собой несколько дополнительных скинов и сюжет, который как будто вырезали из основной игры и продают за дополнительные деньги. Сейчас выходит много игр, которые рассказывают хорошую историю, в них увлекательный геймплей. Но есть и те, которые издатели выпускают сырыми и недоделанными, но с аддиктивными механиками (яркие примеры — No Man’s Sky и Fallout 76 в первые годы после выпуска). Особенно этим страдают игры с открытым миром, игры-песочницы и луттер-шутеры, где главной целью является удержание внимания игрока. В этих играх больше вероятность того, что игрок сделает дополнительные покупки, особенно если игра настроена на методичное повышение уровня и внутриигровые покупки за реальные деньги. К тому же, если ты наиграл 80+ часов, то у тебя не должно возникать претензий в духе «игра короткая, почему она стоит 60$?». В этом контексте требуется особенно отметить феномен «вышек» и захламленную маркерами карту в играх с открытым миром, которые внутренний перфекционист хочет очистить полностью. На это может тратиться в 2-2.5 раза больше времени, чем на основной сюжет. Хоть эти механики изначально были созданы для внесения разнообразия в геймплей, сейчас их используют для искусственного затягивания прохождения.

Секрет успешной игры

На заре эпохи компьютерных игр издатели удивляли игрока интересными сюжетными линиями, соревновательным геймплеем и уровнем компьютерной графики. Сегодня на смену пришло новое поколение игр, в которых применяются приемы онлайн-казино для извлечения максимальной прибыли. Алгоритм разработки типичной успешной игры сегодня такой:

  1. Издатель делает игру с урезанным содержанием.
  2. Дополнительное содержание продается как отдельный продукт. Либо в виде DLC для одиночных игр, либо в виде лутбоксов для сетевых игр.
  3. Чтобы удерживать геймера в игре как можно дольше и увеличивать вероятность покупки дополнительного контента, в игре используются различные приемы и ухищрения (часть из них мы указали в этой статье).

Урезание игр сказывается на их качестве, они часто выходят сырыми и недоделанными. Стремление извлекать сверхприбыль с игроков сказывается и на сотрудниках, приводя к бесконечным кранчам в геймдеве. Это приводит к тому, что сотрудники на территории Европы и США объединяются профсоюзы. Причём профсоюзов в сфере геймдева становится больше, чем в других IT-отраслях. Не пора ли и нам объединиться в свой геймдев-профсоюз на территории СНГ?

Заявка на участие в работе профсоюза