Есть одна функция у профсоюзов на Западе, которую хорошо бы перенять нам в России: а именно участие в ежегодных переговорах об индексации и повышении зарплат.

Многие крупные корпорации пересматривают зарплаты раз в год. Не потому, что работодатели такие добрые, а потому что инфляция обесценивает деньги, и если номинальный оклад не повышать на соответствующую величину, то работники рано или поздно начнут вымирать.

Компании делают это независимо от наличия или отсутствия профсоюза. Но если профсоюз имеется, то самой лучшей для него стратегией является переговорная и/или забастовочная кампания прямо перед периодом пересмотра зарплат.

И работники делают это: от Нидерландов до ЮАР - мы знаем массу примеров, когда профсоюзам удавалось выбить существенные прибавки к окладам, помимо стандартной индексации.

Как правило, кампании сводятся к информированию работников, призыву присоединяться к общим действиям, коллективным переговорам с работодателем, угрозой забастовки (если переговоры результатов не дали, и удалось набрать достаточную поддержку) и, собственно, к самой забастовке, если угрозы не подействовали.

В России случаи таких кампаний существуют, но, к сожалению, они единичны. При том, что для нашей страны ежегодная индексация гораздо более важна, чем для стран из зоны евро, где инфляция практически нулевая.

Наконец, в огромной массе российских компаний (особенно тех, кто не позиционирует себя “социально ориентированными”) ежегодная индексация документами не предусмотрена в принципе. В таких конторах менеджеры специально держат зарплату на одном уровне, прекрасно зная, что по факту это означает постепенное снижение реальной зарплаты и, стало быть, экономию на рабочей силе. Для работников таких контор проблемой становятся не переговоры о ежегодном повышении, а отсутствие самого ежегодного повышения.

Вот вам и идея для коллективных действий, не зависящая от рода ваших занятий, дохода или “социальной ориентированности” вашего работодателя.